Одну из главных ролей в сериале «Берёзка», посвящённом судьбе легендарного советского ансамбля, исполнила актриса Лидия Вележева. Прототипом её героини стала худрук и основатель легендарного коллектива Надежда Светлова.
Лидия Вележева: Конечно! Например, я с большим удивлением обнаружила, что реальная Светлова приходилась тётей одному из моих педагогов по актёрскому мастерству в Щукинском училище.
Человеком Надежда Светлова была очень волевым, сильным, требовательным. Но при этом доброй, понимающей и умеющей слышать других. Никогда и никому не давала в обиду своих подопечных. Будь это хоть трижды чиновник! Стояла за своих горой. Но за закрытыми дверями могла устроить головомойку тем, кого только что защищала, если понимала, что они действительно в чём-то виноваты. Я, кстати, всегда точно так же поступала по отношению к своим сыновьям. Если меня вызывали в школу и начинали, не особо выбирая выражения, выговаривать мне за моего ребёнка, да ещё и в его присутствии, я старалась пресекать какие-то вещи. Делала это, даже если понимала, что правда в большей степени на стороне учителя. А уже дома с ребёнком обстоятельно говорила, объясняла, что к чему.
- Насколько вам важно было внешне скопировать образ Светловой, перенять жесты, манеру речи?
- У меня не было задачи быть похожей внешне, я старалась воплотить нутро этой личности. Светлова - женщина невероятной силы и огромной доброты, личность редкого масштаба, гордость страны и времени. Работа для неё всегда была на первом месте, и за родной коллектив её сердце болело днями и ночами.
- Знаю, что у многих актёров существуют «чёрные списки» режиссёров, продюсеров - тех, с кем они работать категорически не будут. А вы, в свою очередь, у кого-то в таком списке состоите?
- Этого я наверняка не знаю. Но догадываюсь, что моя антипатия по отношению к некоторым продюсерам взаимна. Я не терплю разгильдяйства в профессии. Ну, например, снимаем сцену на кухне, а на площадке нет элементарного реквизита: чашек, ложек, передника… И тебе говорят: «Ну вот как-нибудь так сыграйте». На этом этапе мне становится ясно, что люди не заинтересованы в хорошем, качественном результате. И это печально. Я всегда задаю себе вопрос в этом случае: «Кто им даёт деньги на такое кино?» К счастью, подобных халтурщиков в киноиндустрии становится меньше.
- Вам не кажется, что количество сериалов, фильмов, посвящённых советскому периоду, превысило границы разумного?
- А что в этом плохого? Напоминать людям о прошлом нужно. Кроме того, не забывайте, что уже выросло как минимум два поколения, которые не застали той эпохи. И для них кино, обращённое к не столь далёкой истории, - это ещё и возможность прикоснуться к прошлому своих родителей, бабушек и дедушек. Такое кино несёт и образовательную, и воспитательную функцию. И это отлично!
- В этом году исполняется 30 лет, как вы поступили на службу в Театр им. Вахтангова. Почти столько же лет вы замужем за актёром Алексеем Гуськовым. Вам за столько лет ни разу не хотелось сменить либо театр, либо мужа?
- С какой целью интересуетесь? (Смеётся.) Я периодически слышу: «Какой кошмар! Столько лет с одним человеком! В одном театре!» Ну всё же от человека зависит. Я никогда не хотела бросить ни Театр Вахтангова, ни тем более своего мужа. То, что тебе даётся, нужно беречь. А чтобы сберечь семью, надо понимать человека, с которым живёшь, не мешать ему, не пилить, как делают многие женщины. Мужики ведь только с виду сильные, пробивные, а, по большому счёту, они чаще всего слабее и ранимее женщин. И не надо их постоянно дёргать, что-то требовать, твердить, что ты должен то, сё. Естественно, у мужчины не всё и не всегда получается. И Бог с ним! Ты лучше ему помоги, войди в его положение, позволь ему немного полениться, отдохнуть. Это женщина с температурой 38 может и генеральную уборку провернуть, и ужин приготовить, и ребёнка из садика забрать. А мужчина с температурой 37 умирает и двигается с трудом. Ну вот так по-разному мы устроены. Мне иногда говорят, что я размышляю, как мудрая грузинская жена. Но меня так мама воспитала!