Примерное время чтения: 13 минут
3997

Краски России. Свои яркие картины Борис Кустодиев писал, мучаясь от боли

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 10. Крем наш. Как санкционный «ингредиент» изменил российскую косметику 08/03/2023
Художник Борис Кустодиев за работой. 1926 год.
Художник Борис Кустодиев за работой. 1926 год. РИА Новости

145 лет назад, в 1878 году, 7 марта выпало на Разгуляй, или Широкий четверг. Так называется один из дней Масленицы, когда праздник достигает апогея и прекращаются почти все работы — в чести только гуляния, угощение, песни и общее веселье. В этот день на свет появился Борис Кустодиев, чьи картины — это всегда жизнелюбие и позитив.

«Ведь ты родился в четверг на Масленицу, и потому, вероятно, любишь блины. Я сегодня вспоминала, как ты двухлетним ребенком одолевал няньку блинами, и она их не успевала тебе печь, а ты сидел перед печкой и спрашивал, скоро ли она тебе их даст…» Это трогательное письмо — свидетельство одного из тех поразительных совпадений, после которых испытываешь озарение: «Конечно! Иначе и быть не могло!» Автор этого письма, Екатерина Прохоровна, в девичестве носила фамилию Смирнова. В замужестве — Кустодиева. Адресовано оно было её старшему сыну Борису.

Мать Бориса Кустодиева, его сын Кирилл и жена Юлия. Лето 1904 г.
Слева направо: Екатерина Прохоровна Кустодиева, мать художника, три девочки — сестры Вольницкие (дети Екатерины — сестры Бориса Кустодиева), Кирилл Кустодиев, сын, и Юлия Евстафьевна — жена Бориса Кустодиева. Лето 1904 г. Фото: Commons.wikimedia.org

«Оставьте ему руки!»

Даже маститые искусствоведы признаются, что примерно после получаса созерцания картин художника Бориса Кустодиева нестерпимо хочется ледяной водки, огненных блинов с икрой и тесного общения с жаркими пышными барышнями. Так, утончённый эстет Александр Бенуа в 1911 году писал: «Счастливый, щедрый, праздничный талант! Настоящий Кустодиев — это русский посад и русское село с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями».

Но если ограничить своё знакомство с Кустодиевым только его картинами, есть риск упустить главное. Самые известные свои шедевры, брызжущие радостью и жизненной силой, Борис Кустодиев написал, будучи либо прикованным к инвалидному креслу, либо мучаясь от страшных болей.

Жизнь ему была суждена вообще недолгая — художник умер в возрасте 49 лет. И как минимум 30 из этих лет были наполнены болью, постепенно перераставшей в пытку. Вот как писал матери 19-летний студент Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств: «Опять что-то ноет то в правой руке, то в шее, как это у меня часто бывает». А вот что заносит в свой дневник уже состоявшийся, известный и модный портретист Кустодиев, когда ему был 31 год: «Страдаю очень, особенно по утрам. Подлая рука моя болит вовсю, и вместо улучшения с каждым днём чувствую себя всё хуже и хуже. Боль адская, доводящая до крика». Между прочим, именно тогда, в 1909 году, Борис Михайлович пишет первую из тех картин, что станут потом его визитной карточкой — «Гулянье на Волге».

Гуляние на Волге 1907.
«Гулянье на Волге». 1909 г. 

Примерно тогда же врачи ставят ему страшный диагноз — туберкулёз позвоночника. Страшный ещё и по той причине, что неправильный. Спустя пару лет выяснилось, что спинной мозг Кустодиева поражён опухолями. А до этого спину художника заковывали в корсет, что только ускоряло развитие новообразований. И, как итог, три операции — в 1913, 1916 и 1923 годах. После первой операции боли уменьшились, но появилась слабость в ногах. Вторую описала дочь Кустодиева Ирина: «Нужно решать, что сохранить больному, руки или ноги. „Руки оставьте, руки, — умоляла мама. — Художник — без рук! Он жить не сможет…“» Третью делали под местным наркозом, и действовал он плохо. «Четыре с половиной часа нечеловеческих страданий. Врачи говорили, что каждую минуту ждали болевого шока, и тогда — конец».

А ведь именно в эти годы и появляются те самые полотна, которые мы считаем «настоящим Кустодиевым». Современников это потрясало. «Знаете, что меня больше всего удивляет? Судьба окрасила вашу жизнь в холодные, можно сказать, мрачные тона. А ваши картины, наоборот, до краев заполнены солнцем и радостью», — так сказал художнику Максим Горький. И получил ответ: «Это всё потому, что краски для своих картин я выбирал сам».

Сам-то, конечно, сам. Но есть резон прислушаться к мнению человека, которому тоже пришлось помучиться, когда он позировал Кустодиеву. Дело в том, что художник настаивал — писать надо исключительно с натуры: «Только так будет настоящая жизнь, а иначе и работать незачем!» Человеком этим был Фёдор Шаляпин. Его Кустодиев и заставлял всякий раз надевать тяжёлую шубу и меховую шапку. Мастерская была маленькая, душная, Шаляпин изнывал от жары. А холст был огромен, и Кустодиев писал портрет по частям, не видя целого, не имея возможности оценить свою работу. Её оценил сам Шаляпин — с этим портретом, который стал каноническим изображением певца, он не расставался до самой смерти.

Борис Кустодиев Портрет Ф. И. Шаляпина. 1922 г.
Борис Кустодиев Портрет Ф. И. Шаляпина. 1922 г. 

Именно Шаляпину и принадлежит меткое замечание, проливающее свет на тот эффект, что производят полотна Кустодиева: «Только неимоверная любовь к России могла одарить художника такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей».

Всё верно. Незадолго до смерти Кустодиев писал своему первому учителю, астраханскому художнику Павлу Власову: «Не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел, — любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему „русскому“ — это было всегда единственным „сюжетом“ моих картин».

«Это — русское!»

По воспоминаниям сына художника, Кирилла, в мастерской Бориса Михайловича была «любимая стенка» — там висели картины и рисунки его приятелей и работы наиболее уважаемых художников. Центром этой стенки была новгородская икона XII века «Житие Богородицы», об отдельных сюжетах которой Кустодиев говорил: «Они изображали мужичков, которых видели рядом с собой, удивительно просто, жизненно и в необычайно сильной живописной манере. Чудо как хорошо! Далеко иностранцам до наших шедевров в смысле простоты и выразительности изображения. У наших — величие образа и композиции, а у итальянцев — манерность и накрученность».

Больше всего Кустодиева угнетало, что иные отечественные живописцы слишком уж сильно увлечены Западом: «Мы, русские, не любим своё, родное. У нас у всех есть какое-то глубоко обидное свойство стыдиться своей одежды (в широком смысле этого слова), мы всегда стремимся скинуть её и напялить на себя хотя поношенный, но обязательно чужой пиджачок». Надо сказать, что художник был здесь последователен. Так, в 1910 году к нему обратился с просьбой написать свой автопортрет для знаменитой галереи Уффици министр народного просвещения Италии Луиджи Кредаро: «Мы желаем пополнить нашу галерею произведением ныне живущего большого художника». Русским живописцам такое дело предлагали чрезвычайно редко — до Кустодиева там отметились только Орест Кипренский и Иван Айвазовский. Кустодиев просьбу уважил, но с намёком и подковыркой. Его картина криком кричит: «Это — русское!» В том числе и по части одежды «в узком смысле этого слова» — на художнике меховая шапка-новгородка и запашная шуба с бобровым воротником. Фоном — зимний пейзаж со стенами и храмами Троице-Сергиевой Лавры.

Автопортрет Бориса Кустодиева, 1912 год,  (инв. N. Inv.: 3903) «Автопортрет» российского художника Бориса Кустодиева, был написан им в 1912 году. Находится в коллекции Галереи Уффици во Флоренции.   Содержание 1	История 2	Композиция 3	Примечания 4	Литература 5	Ссылки История  Портрет Матэ кисти Кустодиева, 1902 год Борис Кустодиев стал известен в Европе в 1907 году, когда золотой медали VII Международной выставки во Флоренции был удостоен его портрет В. В. Матэ[1][2] (хранится в Государственном Русском музее)[3]. Через три года, вернувшись в Россию после лечения от опухоли спинного мозга в Швейцарии, зимой 1912 года в Петербурге Кустодиев заканчивает свой автопортрет по просьбе министра народного просвещения Италии[it] Луиджи Кредаро[it], выразившего в письме художнику желание дополнить коллекцию галереи Уффици автопортретами «ныне живущих больших художников»[4][1][5][6]. Кустодиев стал третьим русским художником, удостоенным такой чести, после Ореста Кипренского и Ивана Айвазовского; предложение также поступало Валентину Серову и Илье Репину, но они не откликнулись[7][8]. После выставки в Дрездене в первых числах мая 1913 года, портрет был подарен Кустодиевым для Галереи автопортретов в галерею Уффици во Флоренции, в запасниках которой и хранится в настоящее время[9][10][11][12].  Композиция
Автопортрет Бориса Кустодиева, 1912 год, находится в коллекции галереи Уффици во Флоренции.

Впрочем, эти его намёки никогда не доходили до того, что сейчас называют «культурой отмены». Западных мастеров Кустодиев ценил очень высоко: «Был в Эрмитаже, и совсем раздавили меня нетленные вещи стариков. Как это все могуче, сколько любви к своему делу, какой пафос…» Но на своём, на русском, стоял крепко: «Конечно, надо знать мировое искусство, чтобы не открывать Америк, не быть провинцией, но необходимо уметь сохранить в себе своё, родное и дать при этом нечто большое и равноценное тому крупному, что дает Запад».

«Уж очень много мяса»

Из всех «старых мастеров», которых Кустодиев безмерно уважал, есть один, к полотнам которого русский художник был равнодушен. Когда выясняется, что это Питер Пауль Рубенс с его пышнотелыми фламандками, то приходишь в недоумение. Как же так? Не может ведь такого быть! Кустодиева иной раз даже называли «русским Рубенсом» — именно за любовь к таким вот барышням!

Однако вот слова самого художника: «Конечно, хорошо, виртуозно, но уж очень много мяса». И это правда. «Мясо» — самое последнее, что можно увидеть в «кустодиевских барышнях». Они выставляют напоказ не пышные телеса, а здоровье и чистоту. О чём прямо говорил художник во время работы над «Русской Венерой» — картиной, которую многие воспринимают как дерзкое, но удачное соперничество со знаменитым «Рождением Венеры» Боттичелли: «Их Венера-Афродита родилась из дикой пены морской, а наша — из чистой, здоровой, банной пены!»

Борис Кустодиев, «Русская Венера»,  1925—1926 гг.
Борис Кустодиев, «Русская Венера», 1925—1926 гг. 

Всё это вместе давало и даёт картинам Кустодиева тот эффект бронебойного обаяния, которое способно очаровать и заворожить любого. Даже того, кто считается грубым, жестоким и далёким от искусства. В 1918 году в дом Кустодиева ворвались революционные матросы: «Сразу видно, что здесь живёт буржуй! А ну, показывай, что у вас есть!» Такое приветствие сулило как минимум «экспроприацию», но могло дойти и до пули. Но!.. «Проговорив об искусстве более часа и попросив отца писать много хороших картин, они желают здоровья и трогательно, нежно пожимают ему руку…» Неудивительно, что, когда Кустодиеву предложили покинуть Россию, он вспылил: «Я русский, и как бы трудно нам всем сейчас здесь ни было, я никогда не покину свою Родину!»

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах