Примерное время чтения: 8 минут
1987

«Кожа облезает до крови». Пианистка Екатерина Мечетина - о цене за успех

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. Снова с Надеждой 21/12/2022
«Недавно во время игры на клавиатуру свалилась деталь колье. Было очень смешно…»
«Недавно во время игры на клавиатуру свалилась деталь колье. Было очень смешно…» / Владимир Вяткин / РИА Новости

Несмотря на плотный график, пианистка Екатерина Мечетина нашла время для беседы с aif.ru. Правда, «помог» грипп, из-за которого пианистка вынуждена была отменить два концерта.

Татьяна Уланова, aif.ru: Как себя чувствуете, Катя?

Екатерина Мечетина: Спасибо, иду на поправку. В моём кругу почти половина людей болеет: день-два температура под 40, потом длинный «хвост» с бронхитом и часто – сильнейшим кашлем. Отменять выступления – последнее дело. Всегда обидно до слёз. Но и с высокой температурой играть нельзя. Тренированные мышцы могут отреагировать крайне нежелательно. Бывало, человек на честном слове выходил на сцену и это оказывался последний концерт в его жизни – руки уже не позволяли остаться в профессии. Чувство долга надо соизмерять с чув­ством самосохранения. Самое правильное – поддерживать здоровье: тренироваться, плавать. Хотя перед пандемией я была очень спортивной. Но всё равно схватила и пневмонию, и ковид.

– В новогодние каникулы удастся отдохнуть?

– У меня уже лет 10 в рождественские дни сольный концерт в Московской филармонии. Праздник – 1 января, с 2-го – рабочие дни. А отдых – только после 8-го, в этот день в Зале Чайковского откроется Год Рахманинова. Уже обыгрываю программу. В каком-то смысле мы нарушаем христианскую заповедь «не сотвори себе ­кумира». Но Рахманинов и правда для пианистов – царь и бог.

– Почему пианистки меньше известны, чем пианисты? Рихтер, Кисин, Мацуев. Список можно продолжить. С женскими именами хуже. Да и вас иногда зовут «Мацуев в юбке».

– А как же Татьяна Николаева, Элисо Вирсаладзе, Мария Гринберг, мировая звезда Марта Аргерих? В процентах – да, мужчин больше. Ведь нагрузки пианисток трудно совмещаются с бытом. Хотя в искусстве имеет значение не социальная группа, а индивидуальность. Иначе мы больше говорили бы об эпохах, чем о личностях.

Паук на клавишах

– Но жизнь пианистки – сплошные ограничения: нельзя даже маникюр сделать.

– Ногти пианистки – довольно страшное зрелище. Особенно после серии больших концертов: кожа потрескалась, облезла, хорошо, если не до крови. Ногти обломались. Какой маникюр?! Так, поддер­жание этой части рабочей поверхности рук в состоянии, не мешающем играть. Дважды в жизни я обращалась к профессионалам: перед своей свадьбой и когда меня позвали рекламировать кольца. Я тогда сказала: «Вы в своём уме?! Кого вы приглашаете?» Но получила ответ: «Нам важнее, чтобы руки принадлежали человеку с богатым внутренним миром». Оба раза маникюр был мне крайне неприятен. Ногти не дышат, на первом же часе занятий лак слезает. А от цветного на клавишах – полосы. Мне срезали мозоли, играть было больно.

Главное – я делаю этими руками то, в чём уверена. И комплексов не испытываю. Хотя о многом приходится думать: и о причёске, и об украшениях. Недавно во время игры на клавиатуру свалилась деталь колье. Было очень смешно. Слушатели заметили звук. Но, возможно, решили, что струна порвалась. В другой раз на клавиши спустился паук. Малюсенький, милый. Ну, продолжила играть и броском руки смахнула его…

Поверьте, я ничего не лишена и в обычной жизни могу позволить себе любые украшения. Но во время игры на руках допустимо только обручальное кольцо. Когда была в официальном браке, носила. С мужем-музыкантом мы подбирали кольца так, чтобы можно было их не снимать, – самые плоские и тонкие.

– Как при такой заботе о руках вы увлеклись горными лыжами?!

– За компанию. Самой вряд ли пришло бы в голову. Десять лет всё было хорошо. А потом, видимо, пришла пора попрощаться с этим видом спорта – я вывихнула палец. С тех пор лыжи только равнинные.

– Музыканту важно иметь сильный характер и стальные нер­вы. Однако и у вас был период полного отчаяния…

– На третьем или четвёртом курсе консерватории случилось несколько не самых удачных конкурсов. Я тогда очень верила в них, думала, это путь на большую сцену. Но дверь оказалась наглухо заперта, и я не понимала, что делать: преподавать ли, стать концертмейстером… Случайно меня позвали подыграть на репетиции Владимиру Спивакову, которому предстояло выступать с Евгением Кисиным. А я вся из себя: не хочу репетировать, хочу играть концерты. Отказалась. Но через пару дней мне снова позвонили. Судьба! Владимир Теодорович произвёл на меня сногсшибательное впечатление своим подходом к музыке и уважением к девчонке, которая «никто и звать никак»… Мы стали друзьями.

«Что сказал бы дед?»

– Большую роль в вашей жизни сыграл и Ростропович?

– Однажды на гастролях мы должны были с маэстро ехать на репетицию. Спускаюсь в холл отеля, а он смотрит на часы: 9 часов 30 минут и 27 секунд. Опоздание – 27 секунд… С тех пор я пунктуальна.

– А с кем из великих вы мечтали бы сыграть в четыре руки?

– Многое отдала бы хотя бы за час общения с Рахманиновым. Но… было бы ему интересно со мной? Может, я робко стояла бы в сторонке? В игре в четыре руки видна технология исполнения другого человека – можно узнать больше, чем когда сидишь с ним в комиссии на экзамене. Или лицом к лицу – за двумя роялями. Хотела бы поиграть и с Эмилем Гилельсом, чьё звукоизвлечение является непревзойдённым.

– С какими чувствами провожаете этот год?

– Никто не остался в стороне от процессов, в которых оказалась наша родина. Каждый проявился, как лакмусовая бумажка. И про всех всё стало ясно. Одни открытия были счастливыми, другие – шокирующими. Но большинство остались в том же русле, в котором пребывали 8 лет. У меня мыслей уехать не было никогда. А возможностей была тьма. Начиная с первой поезд­ки за границу в 1988-м. Хотя в 1996‑м было сложнее остаться, чем уехать. Даже фраза ходила: «Все лучшие уехали». Педагоги наши возмущались: «Значит, мы – худшие?» Нет! Самые стойкие!

Мой дед прошёл всю Великую Отечественную, был танкистом. В мирное время конструировал танки, в Мин­оборонпроме курировал их производство. Был и главным конструктором БМП, лауреатом Госпремии. Так вот, 24 февраля мы созвонились с мамой и спросили друг друга: «А что сказал бы дед?» Для нас ответ был однозначным. Но многие классические музыканты уехали – в феврале, в сентябре. «Здесь нечем дышать, мы не можем жить в стране, которая воюет с соседями», – говорили они. Хотя было понятно, с кем идёт борьба. Общаясь в августе с музыкантами в Донбассе, я поняла: они – мученики. Так что вариант только один – быть со своими. А то, что в битве добра и зла победит тот, кто на стороне Бога, и сомнений нет.

Лауреат международных конкурсов, пианистка, солистка Московской государственной филармонии Екатерина Мечетина.
Лауреат международных конкурсов, пианистка, солистка Московской государственной филармонии Екатерина Мечетина. Фото: РИА Новости/ Кирилл Каллиников

Досье

Екатерина Мечетина

Родилась в 1978 г. в Москве в семье музыкантов. На сцену в первый раз вышла в 5 лет. В 10 лет завоевала Гран-при на конкурсе «Премия Моцарта» в Вероне. В 13 лет состоялось её первое турне по городам Японии, которое включало 15 сольных концертов. Неоднократно становилась лауреатом престижнейших музыкальных конкурсов. Лауреат премии президента РФ для молодых деятелей культуры.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах