Примерное время чтения: 17 минут
4152

Композитор Александр Зацепин: «Это время надо просто пережить»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. На души населения 23/11/2022
Александр Зацепин.
Александр Зацепин. / Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Композитор Александр Зацепин, написавший много прекрасной музыки («31 июня», «Тайна третьей планеты», «Земля Санникова» и т. д., в том числе ко всем фильмам Гайдая), в интервью aif.ru рассказал, чем занимается в Москве (несколько лет маэстро жил в Париже), пожаловался на отвлекающие от работы звонки, поделился секретом бодрости духа в 96 лет и усомнился в полной отмене русской культуры на Западе.

Владимир Полупанов, aif.ru: — Александр Сергеевич, на днях увидел афишу концерта «Три товарища» (Зацепин, Гладков и Артемьев — прим. ред.), который состоится в Москонцерт-холле 17 ноября. Зрителям обещаны мелодии из популярных советских фильмов, исполненные вживую оркестром под руководством Михаила Фадеева. Концерт, где вы, три легендарных композитора, соберетесь вместе, пройдет впервые, я правильно понимаю?

Александр Зацепин: — Да, такой концерт у нас впервые. Хотя периодически мы где-то видимся, конечно. Но чрезвычайно редко, потому что все работаем. И раньше также было — редко общались.

— Насколько вы товарищи с Эдуардом Артемьевым и Геннадием Гладковым, как заявлено в афише?

— Мы знакомы друг с другом с молодости. Конечно, мы друзья, точно не враги (смеется).

— Концерт приурочен к выходу ваших виниловых пластинок. Почему вы решили выпустить музыку на виниле?

— Это идея моего менеджера Малика, который не просто переиздал музыку, а провел огромную работу. Он, в частности, связывался с разными студиями «Мосфильм», в Одессе, Казахстане, Таджикистане и др., на которых я работал. Музыку оцифровали, сделали из моно — стерео-звучание. Можно даже было «сдвинуть» какой-то инструмент справа — влево. Такие сейчас есть программы сложные. В мультфильм «Тайна третьей планеты» вошла не вся музыка, которая была написана. Она тоже издана на пластинке. Я сначала к этому легкомысленно отнёсся. Честно говоря, думал, что это никому сегодня не нужно. Оказывается, нужно. Всё раскупается. Мне даже из Франции звонили, говорят, какой-то ажиотажный спрос на винил. При дикой цене.

— Чем вы еще занимаетесь, находясь в Москве?

— Много чего делаю параллельно, как это всю жизнь было. Например, спектакль вместе с драматургом Сергеем Плотовым, который пишет прекрасные стихи. Сейчас все силы бросил на спектакль «Тайна третьей планеты» для Московского областного театра юного зрителя. Там уже идет один спектакль с моей музыкой — «Иван Царевич и Серый волк». Прекрасная постановка, в хорошем темпе. Очень доволен этим спектаклем, который поставил Александр Нестеров. Там на сцене играет 14-летний барабанщик. И это, конечно, очень эффектно, когда подросток весь спектакль играет на барабане вживую.

Сейчас всем не до культуры. А когда будет до культуры? О ней тоже надо думать. Ведь рано или поздно всё образуется и будет в порядке. Это надо просто пережить.

Но есть свои трудности и сложности — театру дали помещение, но деньги, которые вроде бы выделены, еще не поступили. На днях разговаривал с Нонной Гришаевой (худрук театра — прим. ред.). Говорит, опять их надо как-то выбивать. Сейчас всем не до культуры. А когда будет до культуры? Понятно, что она не самое главное сейчас. Но о ней тоже надо думать. Ведь рано или поздно всё образуется и будет в порядке. Это надо просто пережить.

— Как и отмену русской культуры на Западе?

— Не везде нашу классику отменяют, она исполняется во всём мире. Сейчас в Европе стало модным ходить в кинотеатры с современным звуком и смотреть оперу или балет, которые идут в каком-нибудь нью-йоркском театре, в театре Дрездене или Вены. Публика на такие сеансы с удовольствием ходит. Полные залы. У меня дочь недавно в Париже смотрела и «Лебединое озеро» Чайковского, и «Спартак» Хачатуряна. Чайковский исполняется всё время потому, что он прекрасный мелодист. Эту музыку все понимают, на всех она действует одинаково.

— Но не всякая популярная музыка действует одинаково. Ваши песни пела и продолжает петь вся страна. Но за пределами России они не стали такими же популярными, как песни «Битлз», например. Как вам кажется, почему? Ведь ваши не хуже. Мирового уровня.

— Во-первых, они написаны не в западном стиле. Во-вторых, некоторые мои песни исполняют на Западе. Например, песню «Так же как все» (ее исполняет Алла Пугачева — прим. ред.) французы перепели, у них в песне поётся: «Такси, такси». В-третьих, мне не дали возможности в Америке поработать. У меня до сих пор лежит пожелтевший от времени контракт с американцами. В советское время сложно было получить разрешение на работу там. Сейчас, конечно, есть возможность работать на Западе, но желания никакого ни у кого нет (смеется).

Сейчас, конечно, и в музыке, и в поэзии депрессия. Синусоида настроения в самом низу. И артистов ярких мало. Последним таким исполнителем был Майкл Джексон. Миллионные тиражи, многотысячные залы. Что-нибудь близкое к этому сейчас есть хоть где-нибудь? Нет. Ни в Америке, ни в Англии, нигде. Вакуум образовался. Но такой исполнитель обязательно появится, может, через год-два, может, через пять лет, а, может, через месяц. Кто его знает. Что-то, безусловно, изменится, обязательно появится.

— Знаю массу примеров, когда композиторы-песенники уходят в более крупные формы, перестают писать песни. С чем это связано? С возрастом приходит понимание, что песни — это что-то незначительное, не такое важное?

— Я сейчас песни не пишу не потому, что не могу их писать или они мне надоели. Я же пишу песни для мюзиклов. Получаются и веселые, и грустные, и арии, и дуэты. Просто песни не пишу. Во-первых, потому, что привык работать с Леонидом Дербенёвым, а его давно нет. Во-вторых, для кого писать? Раньше работали Алла Пугачева, Иосиф Кобзон, Нина Бродская, Аида Ведищева, если еще раньше копнуть — Майя Кристалинская. Вот такие были артисты.

В-третьих, 99% моих песен «вышли» из фильмов. Я с большим удовольствием работал над музыкой для кино. Без кино песню трудно раскрутить. В советские времена любой фильм, выходивший на широкий экран, крутили целую неделю во всех кинотеатрах страны. Если песня из фильма цепляла, то сразу становилась хитом. А сейчас этого нет. Поэтому написать песню одно, а чтобы ее раскрутить, нужны и время, и большие деньги. И есть ли смысл? Поэтому я спокойно пишу мюзиклы.

— Где их можно увидеть?

— В Москве, Новосибирске, в Петербурге идут два. Один из них «31 июня» в театре «Карамболь», где худруком работает Ирина Брондз. Она чуть ли не год договаривалась с родственниками автора романа «31 июня» Пристли (английского писателя — прим. ред.), чтобы получить разрешение на постановку. Они привыкли так: «Хотите делать мюзикл? Давайте 40 спектаклей в месяц, тогда мы согласны».

А у нас же все театры имеют большую афишу. Таких театров в Париже, например, очень мало. Может быть, два со своим репертуаром. А в основном как происходит? Американцы или команды из других стран подбирают актеров, готовят какой-то мюзикл. И катают его лет пять по всему миру, пока он пользуется спросом. Не на одном месте сидят. Если на одном, народ не будет ходить. Посмотрели раз, два и — до свидания. У нас в России театры другого плана. Они стационарные и со своим репертуаром. И вот поэтому с родственниками Пристли удалось не сразу договориться. Они, возможно, думали, что русские их обманывают — заявляют в месяц два-три спектакля, а на самом деле гораздо больше.

Александр Зацепин показывает новую песню певице Алле Пугачевой. 1976 г.
Александр Зацепин показывает новую песню певице Алле Пугачевой. 1976 г. Фото: РИА Новости/ Рудольф Алфимов

— Каждый раз общаясь с вами, поражаюсь вашей бодрости духа, тонусу, ясному сознанию и работоспособности. Расскажите, как в 96 лет быть таким же активным, как вы? Вы мне рассказывали про то, что ежедневно делаете часовую зарядку. Это всё?

— По сути, да. Каждый день я делаю зарядку, с умыванием и упражнениями она занимает не больше часа. Сама зарядка минут 35. Делаю три-четыре упражнения из йоги, дыхательные, приседания. Я нахожусь в таком возрасте, что, конечно, надо двигаться. Потому что если сидеть в кресле, так и будешь к нему прикован. Всё атрофируется — мышцы, суставы. Ну, что это за жизнь? Так неинтересно жить. С утра у меня, конечно, бывает (и довольно часто, скажу вам по секрету), проснешься — и так бы еще лежал и лежал. Но заставляешь себя, начинаешь думать: «Уже 15 минут лежу. Время идёт. А мне надо писать музыку». В общем, заставляю себя. Сначала делаю упражнения лежа. Кстати, мне это Дербенёв посоветовал. «Это йоги делают, когда просыпаются», — сказал он. Лежишь на спине и тянешь пятки вперед. Одну, потом вторую. И так 40 раз. Потом лежа на спине, поднимаю и опускаю ноги. Раз 20 вверх — вниз. И только после этого встаю.

Я как-то ногу сломал во Франции. Через месяц нога не сгибалась вообще. А когда более-менее разработал её, мне рекомендовали ходить на носках и на пятках, чтобы быстрее восстановиться. До сих пор каждый день делаю 40 шагов на носках и 40 на пятках. После какого-нибудь упражнения ещё 40 шагов на пятках и 40 на носках. Это очень полезно. Если не делать зарядку, то один сустав начнет болеть, то другой. А так ничего не болит вроде бы. Но иногда бывает, конечно, что-то прихватит. Не так повернулся — сустав хрустнет, то мышцу потянешь. Но через три-четыре дня всё проходит. Ничего страшного, можно пережить.

Выступление Льва Лещенко на авторском концерте композитора Александра Зацепина. 1976 г.
Выступление Льва Лещенко на авторском концерте композитора Александра Зацепина. 1976 г. Фото: РИА Новости/ Рудольф Алфимов

— Написав такое количество разной замечательной музыки за долгие годы, вы, наверно, могли бы себе позволить совсем не работать. Условно говоря, могли бы сидеть в шезлонге на берегу теплого моря, пить мартини и не думать о работе.

— Конечно, мог бы. У меня дочь живет во Франции. Там внук и внучка, правнуки (десять и пять лет). Конечно, мне хочется чаще их видеть. Семья — это важно. Я периодически у них бываю...И, конечно, мог бы с ними сидеть во Франции. Но я не могу не работать. Если бы занимался всю жизнь тяжелым физическим трудом, ясно, что в таком возрасте работать «по специальности» уже не захочется. Но у меня такая профессия. Сочинение музыки — это в основном сидячий образ жизни. Плохо, конечно, что приходится помногу сидеть за инструментом. Периодически встаю, прохаживаюсь по комнате. Прогуливаюсь до ближайшего магазинчика. Говорят, надо минимум один час в день ходить. Но я не могу себе это позволить. Мало трачу времени на прогулки. Компенсирую зарядкой.

— Я читал, вы работаете с 9:00 до 13:00 и в это время недоступны...

— Кто-то, наверно, может музыку писать, отвлекаясь еще на что-то. Я не могу. Иногда забываю трубку телефона в другой комнате или специально куда-нибудь ее кладу подальше. Потому что постоянно отвлекают звонки. То предложат зубы вставить, то окна поменять. Я терпеливо отвечаю, что ни зубы, ни окна мне менять не нужно. Это меня отвлекает. Только в голову что-то пришло, начал делать, вдруг звонок с предложением зубы вставить. И потом начинаешь вспоминать: что же я делал-то? Поэтому работаю в первой половине дня и в этот период стараюсь не касаться телефона.

— Несколько дней назад ушел из жизни композитор, написавший «Белые розы», Сергей Кузнецов. А в июне этого года умер Юра Шатунов, исполнивший эту песню. В чем секрет популярности «Белых роз», на ваш взгляд? Песня ведь с точки зрения и музыки, и текста сделана довольно примитивно.

— Мне трудно сказать, почему «Белые розы» стали так популярны. Помните, была популярна в советские времена такая песня: «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина, головой склоняясь, до самого тына?» Казалось бы, что в этих словах? Но там яркая мелодия, легко запоминающаяся. И эту песню часто пели. Там такая же аналогия с людьми, которая играет важную роль в тексте. В одном случае трогает текст, в другом — мелодия. А бывает и синтез — и текст, и музыка прекрасны.

Для французов моя песня «Так же как все» оказалась близкой по мелодике. Текст на русском они не знают и не понимают. На них он не действует. Так же как мы в советское время слушали итальянские песни. Единицы понимали, о чем они. Песни на английском слушали, даже подпевали, но тоже мало кто понимал смысл. Поэтому популярные мировые хиты перепевали на русском языке. Например, в оригинале песни японского дуэта (The Peanuts — Ред.), которая у нас известна, как «Каникулы любви» («У моря, у синего моря», стихи Леонида Дербенева — прим. ред.) совсем другой смысл.

Предугадать, что станет популярным, невозможно. Приведу пример. В середине 70-х я работал над детским музыкальным фильмом «Отважный Ширак». Мало кто помнит фильм...

Александр Зацепин, 1970 г.
Александр Зацепин, 1970 г. Фото: РИА Новости/ Рудольф Алфимов

— Но «Песню волшебника-недоучки» помнят все.

— Да, она звучит в этом фильме. Но там же ещё одна моя лирическая песня, которую я вообще не помню. Мне Аркадий Инин (он писал сценарий к этому фильму) сказал, что моя лирическая песня — это хит, а «Песня волшебника-недоучки» никому не нужна. Получилось всё наоборот.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах