На 72-м году жизни скончалась советская и российская актриса театра и кино, заслуженная артистка России Лиана Жвания. О её смерти сообщили в петербургском ТЮЗе имени А. А. Брянцева, в котором актриса проработала почти полвека, пишет ТАСС.
«25 марта в возрасте 71 года после продолжительной болезни ушла из жизни заслуженная артистка России Лиана Жвания», — сказано в сообщении.
Лиана Жвания родилась 20 мая 1949 года и первые годы жила в Тбилиси. Актерскому мастерству училась в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК, сейчас Институт сценических искусств, РГИСИ) на курсе режиссера Зиновия Корогодского. Сразу после окончания вуза Жвания была принята в труппу Театра юного зрителя имени Брянцева.
Но ещё до получения диплома она была выбрана на роль Королевы в сказке Анатолия Граника «Двенадцать месяцев». Она вспоминала, что эти пробы дались ей нелегко: она была совсем неопытной, не знала режиссера в лицо и постоянно терялась, особенно когда какой-то человек приказал ей читать текст пьесы Маршака, причем сразу за всех персонажей.
«Мне показалось это странным. Ну, думаю, за всех так за всех. Казалось, прошла целая вечность, а я все читала: за мачеху, за братьев-месяцев, за злую сестру, за королеву...» — рассказывала она в интервью.
Но человека — а им оказался сам Граник — вполне устроила актерская подготовка Жвании, и он отдал ей роль взбалмошной, но в целом доброй Королевы. Актрисе пришлось отрастить длинные волосы, которые потом превратили в дурацкие косички, и выучить эту роль, а заодно научиться вести себя подобно настоящей капризной королеве.
«Двенадцать месяцев» могли легко оказаться «на полке», куда цензоры отправляли всё, в чем видели намек на недовольство идеологией: их не смущало даже то, что Маршак писал эту сказку во время Великой Отечественной, закладывая в неё веру в то, что жизнь обязательно наладится. «Пробить» картину помог сын писателя Иммануэль Маршак, 55-летний физик и переводчик, который сумел убедить чиновников в отсутствии какого-либо политического подтекста. Жвания позже рассказывала, что она даже влюбилась в этого человека, но эта любовь так и осталась платонической.
Институт кинозвезд в советские времена работал не всегда. После выхода «Двенадцати месяцев» Лиана Жвания стала очень популярна: её узнавали на улицах, ей писали письма, у неё появились множество поклонников. Она признавалась, что тогда растерялась от этой славы. И, видимо, чтобы не подвергать себя дальнейшему искушению, полностью сосредоточилась на работе в театре.
Она сыграла практически во всех знаковых постановках ленинградского (а потом — петербургского) ТЮЗа. Среди её работ — роли в спектаклях «Наш цирк», «Наш Чуковский», «Конёк-Горбунок», «Открытый урок», «Свои люди — сочтемся», «Борис Годунов» (в нем она играла Марину Мнишек), «Ундина», «Крошка Цахес», «Покойный бес», «Звездный талер» и многих других.
В последние годы актриса выходила на сцену в спектаклях «Записки А. И. Поприщина», «Иудушка из Головлева», «Поллианна» и «Сказка о потерянном времени». За роль в спектакле «Иудушка из Головлёва» в 2012 году Лиана Жвания получила театральную премию «Золотой софит».
А вот с кино она почти попрощалась: в её фильмографии советских времен фактически лишь одинокие «Двенадцать месяцев» и короткометражка Евгения Татарского «Пожар во флигеле». Уже в 2000-е годы Жвания начала возвращаться на экран, но, как правило, в небольших ролях: играла, например, в отдельных эпизодах сериалов «Убойная сила» и «Улицы разбитых фонарей» или в фильме Сергея Снежкина «Похороните меня за плинтусом».
Вопросы про кино ей задавали часто, почти в каждом интервью. Но отвечала она всегда одинаково: «Главная причина в том, что приоритетным для меня всегда было служение петербургскому ТЮЗу, первому в стране детскому театру».
Впрочем, иногда бывает так, что и одна роль стоит обширной фильмографии. Во всяком случае, сыгранная Лианой Жванией юная Королева до сих пор остается со зрителями — и останется с ними и дальше.