36050

Как мама сказала, так и будет. Сын был для Марии Мироновой центром мира

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. Товарищи, все за подарками! 03/03/2021 Сюжет Легендарные актеры и режиссеры кино
Мария и Андрей Мироновы. 1970 год.
Мария и Андрей Мироновы. 1970 год. / В.Пищальников / РИА Новости

Андрей Миронов родился 7 марта. Но мама почему-то решила записать днём появления на свет Андрюши именно Международный женский день. Словно предвидела, каким любимцем женщин он станет.

Сам Миронов всю жизнь отмечал свой день рождения 8 Марта. Ведь он почти всегда поступал так, как мама сказала.

Карьеру – в жертву

На рождение ребёнка Мария Владимировна решилась по тем временам довольно позд­но – в 30 лет. Будучи замужем за кинорежиссёром Михаилом Слуцким, она полностью сосредоточилась на артистической карьере и не помышляла об увеличении семьи. И только повстречав Александра Менакера, став во всех смыслах, в профессиональном и личном, его второй половинкой, она решилась на беременность. С появлением Андрюши жизнь Марии Мироновой перевернулась с ног на голову. Она, успешная актриса, обожавшая сцену, задвинула карьеру на второй план. «Самое главное для меня – семья», – сказала, как отрезала, своему мужу.

Ради Андрюши Мария Владимировна отказывалась от гастролей, а на лето вообще вычёркивала из графика все спектакли. Она была уверена, что тёплое время года надо посвятить своему любимому Андрюше.

Сын Андрей стал для Марии Владимировны центром вселенной, и для него мама навсегда осталась самой главной и самой любимой женщиной. Их будто связывала невидимая нить. Он никак не мог оторваться от неё, а она не могла до конца отпустить его в свободное плавание.

Мама Марии Мироновой, бабушка Андрюши, была школьной учительницей. А это, как известно, особые люди, они зачастую и дома строгие педагоги. Мария Владимировна тоже мягкостью не отличалась, была сурова, строга, но всегда справедлива. Многие отмечали, что Андрюша с детства безмерно уважал и боялся свою мать.

Патологически чистоплотна, в её доме не должно было быть ни соринки. Любви к чистоте и идеальности она научила и своего сына. Однажды он за это поплатился ролью. Маленького Андрюшу пригласили принять участие в съёмках картины «Садко». Он должен был сыграть чумазого крестьянского мальчишку. Реквизитор дал мальчику рваную грязнющую робу и велел переодеться. Андрюша скрепя сердце дрожащими ручками с омерзением натянул этот страшный мешок на свою идеально белую фирменную тенниску – подарок мамы. Когда режиссёр заметил в кадре мальчика в робе и белой тенниске, он вытолкал этого «педанта» взашей с площадки.

«За него и выпьем!»

Мария Владимировна очень хотела видеть своего сына дипломатом, но в этом Андрей Миронов не оправдал её ожида­ний. Он мечтал очаровать свою мать как артист. Окончив знаменитую «Щуку», Миронов понёс документы в труппу Театра им. Вахтангова. Но его туда не взяли, а приняли в Театр сатиры. Поначалу Андрюша немного загрустил. «В театре ко мне относятся хорошо, правда, я в это не очень верю, но не показываю виду», – жаловался Миронов маме из поездки в 1963 г.

«Не знаю, почему Андрюша сначала так решил, – говорит актриса и коллега Андрея Миронова по театру Вера Васильева. – Миронов стал для театра «счастливым приобретением». Вы не представляете, сколько молодой публики – особенно, конечно, прекрасных барышень – он привлёк в театр. ­Девочки стояли в очереди за билетами, ждали его у служебного входа. Они влюблялись в него постоянно и создавали ауру влюблённости в зрительном зале. Но на репетициях, спектаклях Андрей думал только о работе, он был гиперответ­ственным».

Андрей Миронов никогда не кичился своей знаменитой семьёй, напротив, старался об этом не рассказывать. Юрия Никулина такая скрытность очень забавляла. Как-то оказались Миронов, Папанов и Никулин вместе в театре в Баку. Местные артисты накрыли стол для знаменитостей из Москвы. Никулин поднял рюмку и начал тост: «Дорогие товарищи! Вы не могли не слышать о таких выдающихся артистах, как Миронова и Менакер. Но среди нас есть… – Никулин замер, и Миронов вместе с ним. – …И актёр Папанов. Давайте за него и выпьем!»

И в 40 выглядел как мальчишка

То, что Андрей Миронов стал знаменит сам по себе, без папиной и маминой славы, он осознал в Звенигороде, куда приехал вскоре после премьеры «Бриллиантовой руки». Актёр вышел из местной гостиницы. Мимо на велосипеде катил парень. Заметив Миронова, он затормозил и гаркнул чуть ли не в лицо артисту: «Вот так хрен к нам пожаловал!» Тогда Миронов понял, что народ его признал.

«Андрюша никогда не звездился, – вспоминает Вера Васильева. – Он был невероятно воспитанный молодой человек. Мария Миронова была волевой, строгой женщиной. Дома она воспитывала и мужа, и сына. А они её за это уважали и обожали. Ну и боялись, наверное. Когда Мария Владимировна собиралась прийти на спектакль, Андрюша подходил к нам и так тихо, трепетно, с придыханием сообщал: «Сегодня мама будет смотреть». Он очень ждал её оценок, которым абсолютно доверял. Мы все видели, как он прямо весь подбирался, выпрямлялся. Эти просмотры были для него своеобразным экзаменом. Возможно, отчасти из-за такой привязанности к своей маме и поклонению ей он никогда не казался взрослым, степенным мужчиной, в 40 лет выглядел как мальчишка. Он же даже в выборе одежды полагался на вкус Марии Владимировны, да и по поводу своей личной жизни с ней часто советовался».

Когда Андрей Миронов на съёмках «Три плюс два» потерял голову от своей старшей коллеги, Натальи Фатеевой, он, не раздумывая, сразу сообщил об этом своей маме в письме. И в каждом последующем послании рассказывал матери о драме, которая разыгралась в процессе романа с темноволосой красавицей. Мария Владимировна не очень лестно комментировала происходящее и была рада, когда роман закончился. Но Андрей периодически продолжал сообщать ей о том, как скучает по ­«Наталье Николаевне».

«Андрюша был невероятно открытым человеком, – говорит Вера Васильева. – У нас с мужем, актёром Владимиром Ушаковым, своих детей не было, и мой супруг к Андрюше относился как к родному сыну. А Андрей прибегал к нему, такой вдохновлённый, порхаю­щий, и сообщал: «А я опять влюбился». А влюблялся он достаточно часто, ему необходимо было это чувство окрылённости».

«У Андрюши была склонность к полноте, – продолжает Вера Васильева. – С лишним весом он много и упорно боролся: играл в теннис, плавал, постоянно двигался. Последний месяц своей жизни он провёл на берегу моря, в Латвии, на гастролях. Каждый день плавал. Кто знает, может, это по­служило причиной такого внезапного всплеска болезни. Хотя никто обычно не замечал, что Андрюша когда бы то ни было чувствовал себя плохо. Он никогда ни на что не жаловался».

Их семейное гнездо – квартиру в Малом Власьевском пере­улке – Мария Миронова ещё при жизни завещала передать Музею им. Бахрушина. Кабинет её супруга Александра Менакера стал домашним музеем. Она называла это помещение «комната моих мальчиков». В каждом уголке Мария Владимировна попыталась максимально сохранить память об Андрее. Сама же Миронова после смерти мужа и сына большую часть времени проводила в спальне. Она говорила, что там проходит её «период глобального одиночества», жизнь без её Андрюши.

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество