Известный Неизвестный. В Москве прошёл вечер памяти скульптора
Эрнст Неизвестный в мастерской. / Юрий Иванов / РИА Новости
Ушёл человек-эпоха, герой Великой Отечественной войны, гениальный художник, завоевавший признание во всём мире.
О себе Неизвестный всегда говорил: «Я русский скульптор, живущий в Америке. Всё моё творчество связано с Россией».
Вечер памяти был организован Российским еврейским конгрессом (РЕК) и режиссёром-документалистом Еленой Якович, снявшей в соавторстве с Алексеем Шишовым две картины о Художнике.
На вечер памяти в ЦДЛ пришли знаменитый поэт и близкий друг Эрнста Неизвестного Евгений Евтушенко, телевизионный деятель Ирена Лесневская,телеведущийВладислав Флярковский, народный артист РФ Евгений Герасимов, экс-глава Госархива РФ Сергей Мироненко и многие другие.
В начале вечера ведущая Елена Якович зачитала письмо мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана. В этом городе, где Эрнст Неизвестный родился и из которого ушёл на фронт, будут названы улица и художественная школа его именем.
«Такие талантливые люди, как Эрнст Неизвестный, состоялись не благодаря, а вопреки, — сказал Евгений Евтушенко. — Они победили в борьбе с тоталитарным государством. С моей точки зрения, не политика должна диктовать культуре, какой она должна быть, а культура, наработанная веками и накопившаяся в каждом народе, должна диктовать политике. Меня потрясло, каким равнодушным стал народ к тем людям, которыми мы можем только гордиться и завидовать себе, что были их современниками».
«Я имел честь быть знакомым с Мастером, — рассказал президент РЕК Юрий Каннер. — С Эрнстом Неизвестным я познакомился, уже будучи президентом Российского еврейского конгресса. Он подчёркивал своё еврейское происхождение. Конечно, он является гражданином мира, его работы находятся повсюду. Неизвестный — человек нескольких эпох: эпохи мировой войны, эпохи оттепели, эпохи диссидентов и эмиграции, эпохи перестройки и гласности. Каким он мне запомнился? Неизвестный был очень симпатичный человек в общении. У него был очень радушный дом, Эрнст был гостеприимный хозяин. При этом, если его где-то заденешь, становился колючим, жёстким… Если что-то было не по нему, он сразу превращался в активного спорщика. И я очень не завидую его недоброжелателям».
«Он был очень открытый человек, — продолжил Каннер, — у него была огромная жажда жизни. Неизвестного заботило, что происходит в мире, в России. Он часто вспоминал места, где стоят его работы. Это его родные места, где осталась часть его души. Он был очень живым, интересным. И по-хорошему агрессивным, неравнодушным. И весь мир, и Россия потеряли великого человека».
Сам Эрнст Неизвестный говорил: «Моё стремление к библейским и мистическим образам, к героическому искусству, символике связано, конечно, с моими еврейскими корнями».
«История такова, — рассказывает режиссёр Елена Якович, — мы с моим соавтором Алексеем Шишовым делали фильм о Довлатове и пришли взять короткое интервью у Эрнста Неизвестного к нему в мастерскую. Вернулись через год, записали многочасовые беседы, подружились с ним. И потом сделали фильм для ТВ «Моя свобода — одиночество». Увы, эта картина стала последней в жизни Лёши Шишова. Потом я ещё досняла материал и сделала фильм «Бронзовый век Эрнста Неизвестного». Это его двухсерийный монолог.
Эрнст Неизвестный — второй гений, с которым меня свела судьба. Второй не по значимости, а по хронологии. Неизвестный и Бродский неслучайно дружили. Они оба были Number 1. Номер один в своей профессии. Они были, конечно, очень разные, вопреки производимому впечатлению. Бродский — чрезвычайно интеллигентный, западный человек — на самом деле прошёл школу ленинградских дворов. А Эрнст, который рос во вполне себе бандитском городе Екатеринбурге, тем не менее происходил из суперинтеллигентной среды. И, как он сам сказал, «я оттуда вырывался в бандиты». А Бродский прорывался к интеллигентности. Эрнст прошёл войну в штрафбате. Это наложило большой отпечаток на него.
В его жизни было три главных города — это Екатеринбург, Москва, в которой прошёл весь рассвет его творчества, и Нью-Йорк. Конечно, он в Америке много чего делал. Но Неизвестный уехал туда, когда ему было 50 лет. Поэтому и сам он, и его жена Аня всегда подчёркивали, что Неизвестный — русский скульптор».
Эрнст Неизвестный. Избранные работы великого скульптора
«Давайте радоваться вместе, что этот человек прожил так долго, — сказала на вечере памяти Ирена Лесневская, которая была знакома со скульптором ещё с 60-х годов. — У меня есть статуэтка ТЭФИ, сделанная руками Неизвестного. Если смотреть на его Орфея, то видно, что это сам Эрнст — разрывающий себе сердце и прикрывший глаза рукой. Он не мог не болеть, не сочувствовать тому, что происходит».
Напомним о самых знаменитых монументах гениального скульптора: «Маска скорби» в Магадане, открытая в память о жертвах политических репрессий; «Цветок лотоса» высотой 75 метров, установленный в Египте у Асуанской плотины; надгробный памятник Никите Хрущёву на Новодевичьем кладбище; «Древо жизни» на мосту Багратион в Москве — над этой работой Эрнст Неизвестный трудился около 40 лет.
Сам Эрнст Неизвестный говорил, что его скульптуры беременны им: «Маленький Эрик сидит внутри каждой моей работы». Он действительно в каждую свою работу вкладывал душу, прочувствовать которую могут все те, кто видит его творения.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.