Его всегда отличали идеально прямая спина, грамотная речь, особое выражение глаз. Про таких обычно говорят «чувствуется порода». В актере Игоре Дмитриеве она действительно была.
Будущий народный артист РСФСР появился на свет 29 мая 1927 г. в Ленинграде. Семья — мама, балерина Елена Таубер, выпускница Петроградской балетной школы по классу Вагановой, и дедушка с бабушкой. Его отцом был директор яхт-клуба, профессиональный яхтсмен Борис Дмитриев, но Игорь его помнил смутно: «Он ушел от нас, когда мне был год, и с тех пор мы виделись крайне редко».
Правнук княгини
А вот с бабушкой и дедушкой по отцовской линии мальчик общался достаточно близко. Дед Петр Артамонов Дмитриев до революции был кавалеристом, а после 1917 года служил в советской армии. Кстати, именно по отцовской линии Дмитриеву досталась княжеская кровь.
Как вспоминала в одном из телевизионных интервью актриса Зинаида Кириенко, Игорь Дмитриев рассказывал ей, что «был праправнуком княгини, фрейлины Анны Шерер, служившей при дворе императрицы Марии Федоровны. Именно про нее и ее салон ведется речь в начале романа Льва Толстого “Война и Мир”. Ее сын согрешил с очень хорошенькой дворовой девушкой».
Сам Дмитриев говорил: «Как-то летом в родовом имении Шерер произошла судьбоносная встреча Адама Христиановича, сына Анны Павловны, и дворовой девушки Авдотьи. История умалчивает, где именно это случилось: в поле средь ромашек, в скирде сена под луной или у речки — на эту тему можно лишь фантазировать».
«Ты что, голодный?»
Вместе с Зинаидой Кириенко Игорь Дмитриев играл в фильме «Тихий Дон» Сергея Герасимова. Евгений Листницкий — тот самый статный белый офицер, перед которым не устояла даже замужняя красавица Аксинья.
«Я на сцене их с Быстрицкой интима лично не была — Сергей Аполлинарьевич создавал на подобных съемках обстановку, которая не мешала бы актерам, — вспоминала Кириенко по ТВ. — В картине эта постельная сцена показана очень красиво. А вот на съемках других их сцен я присутствовала. В сцене, когда он приходит в комнату Аксиньи и должен ее соблазнить, Дмитриев не обратил внимание на ее голые плечи, а с таким интересом посмотрел на оладьи, которые были там, что Герасимов остановил съемку: “Игорь, ты что, голодный?”»
Как рассказывали многие актеры, сколько бы их ни пробовали на роль высокопоставленных белых офицеров, все равно роли всегда отдавали Игорю Дмитриеву. Возможно, именно благодаря «голубой крови» артисту постоянно доставались роли аристократов. Не напрасно к нему приклеилась кличка «Народный маркиз Советского Союза». Практически все режиссеры видели его в ролях офицеров, которые били по щекам несчастных солдат. Впрочем, Игорь Дмитриев и сам часто усмехался: ну какой из меня сталевар!
Как рассказывал в одной из телепередач сосед Игоря Дмитриева Денис Толстой, актера постоянно вызывали на допросы в следственные органы. «Это была его кровоточащая рана. Постоянное таскание в КГБ — он от этого мучился, конечно. Если он снимался в фильме, и нужно было ехать на съемки за границу, Игорь Борисович отказывался».
Загулял в Италии
Объяснение такого интереса органов крылось в следующем. В 1960-х Игорь Дмитриев задержался в Италии, куда поехал в отпуск, что уже само по себе было для того времени на грани фантастики. Актер не вернулся к началу сезона Ленинградского драматического театра имени В. Ф. Комиссаржевской, где служил после окончания Школы-студии МХАТ. Пропустив сбор труппы, что всегда строго каралось в театре, он попросил членов итальянской компартии вступиться за него. В итоге итальянские коммунисты звонили в ЦК КПСС. То, что Дмитриев не просто прогулял репетиции, но еще и использовал коммунистические связи между странами в собственных интересах, окончательно вывело из себя руководство драматического театра: он был уволен в 1967 году.
На его кинематографической судьбе такой проступок не сказался: Дмитриев активно продолжал играть в кино. Как признался в одном телевизионном интервью народный артист Российской Федерации Иван Краско, актеры боялись Дмитриева, так как он умел грамотно интриговать: «Игорь иногда был, как говорится, серым кардиналом на съемках».
Например, Игорь Борисович играл директора тюрьмы в двухсерийном музыкальном телефильме «Летучая мышь» режиссера Яна Фрида. В 1979 году Дмитриев убедил музыкального руководителя, чтобы вместо него пел Борис Смолкин. «В итоге я пел за него. Меня вызвали на Ленфильм на запись. Я ему сказал: “Игорь Борисович, вы сами в состоянии спеть, если согласились на эту роль”. — “Нет, нет, вы певец, вы пойте”», — вспоминал по ТВ заслуженный артист РФ Борис Смолкин, которого все знают по роли дворецкого Константина в телесериале «Моя прекрасная няня».
С утратой не смирился
Что же касается личной жизни, главный красавец-аристократ советского кино был женат всего один раз. С будущей женой Ларисой они учились в одном классе. В браке они прожили 30 лет, у них родился сын Алексей. Как вспоминают соседи, «то, что он любил Ларису — сказать так будет мало. Он ее обожал и боготворил». Когда супруга в 1998 году скончалась, это стало для Дмитриева трагедией. Он пережил ее на 10 лет, но, по словам знакомых, так и не смирился с утратой любимой жены за эти годы.
Как говорит телеведущая Елена Ханга, которая была в хороших отношениях с Игорем Дмитриевым: «Он никогда не говорил о проблемах. Но я всегда знала, что его веселье и беззаботность — это все прикрытие трагедии, которая спрятана где-то в глубине души».