Примерное время чтения: 6 минут
2279

Дослужиться до ротмистра. Война, судьба и роли Олега Голубицкого

Сюжет Легендарные актеры и режиссеры кино
Олег Голубицкий в фильме «Адъютант его превосходительства» (1969).
Олег Голубицкий в фильме «Адъютант его превосходительства» (1969). Кадр из фильма

В большой актерской семье чаще выделяют тех, кто играет главные роли, кого знают и любят зрители. Заметны и те, кто прославился своими скандалами. Но подавляющее большинство актеров — настоящие труженики, работа которых, может, не слишком заметна аудитории, но обязательна для того, чтобы кино состоялось и стало успешным. Это те, кто делает так называемую «глубину кадра» или расширяет сюжет. Работа эта непростая, и не зря советское кино любят в том числе и за то, что в нем отличные персонажи второго или даже третьего плана, которые выгодно оттеняют главных героев. И одним из таких «незаметных» актеров советского кино был Олег Голубицкий.

Доброволец войны

Голубицкий родился 7 июня 1923 года в Москве в семье военнослужащего. Ему пришлось сполна пережить все то, что переживала страна в то время, — в конце 1930-х отца репрессировали и сослали в Сибирь, а сам будущий актер вместе со многими своими сверстниками уже в 1941-м пошел на фронт добровольцем. И там на его долю выпало только отступление — от Кирова в Калужской области к Одоеву и к Туле. В ноябре, после тяжелого ранения, Голубицкого демобилизовали, он уехал к отцу, который тогда находился в Коми АССР, устроился на завод и твердо решил стать конструктором.

Но война продолжалась. В 1943-м Голубицкий снова оказался в армии — теперь уже по призыву. Очередной этап службы продолжался недолго — к концу года Голубицкий был окончательно комиссован по состоянию здоровья. Последствия контузии будут преследовать его всю жизнь, а тогда, вернувшись в тыл, он задумал стать актером.

Олег Голубицкий. «Мичман Панин» (1960).
Олег Голубицкий. «Мичман Панин» (1960). Кадр из фильма

Не то время

Часто для дальнейшего успеха очень важно оказаться в нужном месте в нужное время. Место Голубицкий выбрал правильно — летом 1944-го он поступил во ВГИК, на актерский курс Василия Ванина. А вот со временем... Возможно, если бы Голубицкий вернулся в Москву годом раньше, он бы оказался в той самой мастерской Сергея Герасимова, актеры которой потом чуть ли не в полном составе снялись в «Молодой гвардии» и прославились на всю страну. Но у этого актера подобного громкого дебюта не случилось.

После окончания ВГИКа он был принят в труппу театра-студии киноактера, в 1950-м сыграл свою первую роль в кино — это была производственная драма «Донецкие шахтеры», в которой снимались звезды того времени; Голубицкому, правда, по молодости места в титрах не нашлось. Потом у него были и другие совсем крошечные роли — например, в «Тарасе Шевченко» 1951 года, за который Сергей Бондарчук получил Сталинскую премию и звание народного артиста СССР.

Эпизод за эпизодом

В принципе, актерские карьеры обычно так и развиваются — от небольших ролей к ролям побольше, а там и до главных героев недалеко. В середине 50-х у Голубицкого как раз и случился временный взлет — после ролей в фильмах «Испытание верности» и «В добрый час!» его все-таки приметили, начали приглашать чаще. Но тут в налаженном механизме что-то сломалось — или, наоборот, встало на свое место. Дело в том, что Голубицкий оказался характерным актером, не слишком подходящим на роли именно героев; при этом он идеально смотрелся на втором плане того самого «кадра» и обеспечивал его глубину. Вот и посыпались на него роли немцев в фильмах про войну, играл он и советских военных — да кого только не играл. 

Сейчас, вспоминая про Голубицкого, чаще всего говорят о его работе в телефильме «Адъютант его превосходительства» — ротмистр Волин в исполнении актера действительно привлекал внимание, говорил правильные слова — даром что белогвардеец, — которые заставляли задуматься, хотя явно задумывались как сатирические: «Мы, в России, привыкли много болтать...»

Позднее признание

Актерская фильмография Голубицкого, пожалуй, не очень обширна — чуть больше семидесяти картин, в которых он сыграл с 1950-го по 1990-е годы. Гораздо больше он занимался озвучкой — его характерный голос звучит в различных иностранных фильмах с 1950-х. «Фанфан-Тюльпан», «Огни рампы», «Большие маневры», «12 разгневанных мужчин», «Земляничная поляна», «Великолепная семерка», «Разиня», «Три дня Кондора», «Легенда о динозавре», «Банзай» — и уже в 80-е «Отпетые мошенники», «Робин Гуд: Принц воров» и «Бетховен». В знаменитой чешской пародии на вестерны «Лимонадный Джо» Голубицкий озвучил заглавного героя, а всего у него было около трехсот работ по дублированию.

Олег Голубицкий, «Ученик лекаря» (1983).
Олег Голубицкий, «Ученик лекаря» (1983). Кадр из фильма

Правда, за дублирование наград не полагается; Голубицкий и заслуженным артистом РСФСР стал лишь в 1988-м, в 65 лет — слишком поздно, чтобы рассчитывать на следующие почетные звания.

Но из кино Голубицкий не уходил. Он вообще оказался однолюбом — и профессию выбрал раз и навсегда, и женился еще во ВГИКе — на своей сокурснице, актрисе Серафиме Холиной, с которой и прожил всю жизнь. Умер он в 1995-м на 73-м году жизни после сердечного приступа — врачи положили его в больницу, но спасти не смогли.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах