«Не всегда я слушал предостережения судьбы. Не однажды я попадал в ситуации, когда мог погибнуть. Но всякий раз что-то помогало мне остаться в живых», – признавался Алексей Петренко, которому 26 марта могло бы исполниться 85 лет.
«АиФ» вспоминает яркую жизнь народного артиста, в которой было место и любви, и боли.
И опять повезло
Как-то в детстве он залез с пацанами по водосточной трубе в казарму, где выступали гастролирующие артисты. А очнулся, когда его несли домой – со сломанной рукой и сотрясением мозга. Упав с высоты третьего этажа, Лёшка остался жив. Потом едва не умер от гнойного перитонита и после месяца в больнице без экзаменов был переведён в десятый класс.
Спустя много лет заметил в поезде, что женщине стало плохо. На ближайшей остановке выбежал в аптеку. Но обратно едва успел вскочить на ступеньку. Поезд набрал скорость, ветер сдувал Петренко. А впереди был тоннель. Поняв, что там его просто размажет по стенам, он спрыгнул на полном ходу, проскользив животом по щебёнке несколько метров. Многочисленные ушибы, перелом ноги, месяцы лечения и реабилитации… И опять ему повезло – чудом на месте ЧП оказался какой-то человек, вызвал скорую.
Не вживался, а жил
Актёр уже умел читать знаки свыше. Жизнь без чувства меры привела к тому, что Петренко, любивший роли, где можно прыгать и танцевать, вынужден был поменять амплуа. Нога не сгибалась, он стал прихрамывать. Даже хотел проститься со сценой. «Не могу ничего делать вполсилы», – рассказывал он.
Шутка ли – Петренко трижды поступал в театральный вуз. Сказывалось отсутствие не таланта, но элементарных знаний. Последний раз педагоги просто закрыли глаза на прорехи в школьной программе и приняли Алексея. А когда однажды уже народного артиста спросили, что бы он изменил, если б можно было начать жизнь с нуля, Петренко сказал: «Отменил бы школу».
Только не надо об этом рассказывать подросткам, уверяющим родителей, что в будущем им не пригодится физика или черчение. Повзрослев и помудрев, Алексей Васильевич стал много читать. Даже взялся за освоение церковнославянского языка. Не всё и не сразу понимал. Прозревал «поманеньку» (в его речи так и сохранились просторечия из деревенского детства). «Боюсь одного, – говорил. – Времени осталось мало, да и память уже не та. Могу не успеть…»
В кино, куда пришёл почти в 30 лет, он успел. Многое. Хотя популярность не свалилась на него в одночасье. К славе Петренко шёл гигантскими шагами (как-никак 46-й размер ноги!), но всё-таки не торопясь. Предпочитая играть мало и хорошо, а не всё подряд. Да и картины, в которые его приглашали, часто были отнюдь не легковесными историями. «Король Лир», «Двадцать дней без войны», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», «Ключ без права передачи»… Позже подоспела «тяжёлая артиллерия» в виде «Жестокого романса», «Сибирского цирюльника», «12»… Петренко умудрился взять не количеством (хотя у него сотня киноролей!), а редчайшим качеством, когда зритель видит на экране не артиста, а реального человека. Он всегда был органичен. Не вживался, а жил судьбой персонажа. Оттого и болезни рано настигли его. Сердце-то не камень.
Увидел передачу, расстроился
Первый звоночек услышал во время съёмок «Агонии», когда в 34 года свалился с инфарктом. Элем Климов приостановил процесс. Потом фильм положили на полку, и в советский прокат он вышел в 1985-м, спустя 19 лет после начала съёмок. Второй инфаркт догнал на «Сибирском цирюльнике». Но и тогда судьба вытащила актёра. А вот смерть второй жены – Галины Кожуховой – сильно подкосила 71-летнего Петренко. Казалось, почва ушла из-под его ног. Супруги были вместе 32 года, ради Галины он оставил в Ленинграде первую жену, с которой прожил 19 лет, переехал в Москву, подружился с сыном Галины…
Теперь актёра ничего не радовало. С дочерью от первого брака отношения не складывались. С внучкой не виделся. Можно было бы сказать: спасала работа. Но... Спасла встреча с узбечкой из Киргизии Азимой. На 33 года моложе, мать четверых детей, она смогла влюбить в себя артиста и продлить ему жизнь на 7 лет. Коллеги и друзья отнеслись к скоропалительному браку по-разному. Одни осуждали: предал память Галины. Другие поддержали – не всякий мужик вынесет крест вдовца. А дочь Петренко Полина заподозрила, что Мелания, которую Алексей Васильевич называл родной, появилась на свет не от него. И оказалась права. Полина даже выступила на телевидении. И в смерти Петренко Азима потом обвинила её: актёр увидел передачу, расстроился, и спустя несколько дней у него оторвался тромб.
Слава богу, он никогда не узнает, как потом ругались и судились самые близкие ему люди. Как никто не узнает, под каким гипнозом Петренко изменил завещание, отписал всё Азиме и перестал общаться с пасынком Михаилом Кожуховым. Уже много лет журналист отказывается говорить об отчиме и его третьей жене. Лишь однажды сказал: «Алексей Васильевич – очень хороший актёр. Когда мы познакомились, я учился в институте. Тогда он и моя мама полюбили друг друга. У нас были хорошие отношения, мы не конфликтовали. Мама (в то время театральный критик в газете «Правда». – Ред.) много сделала для того, чтобы он стал великим Петренко: оберегала, обтёсывала, наполняла, подтягивала. Словом, сыграла колоссальную роль в судьбе. Если бы она не перевезла его из Питера, вряд ли случились бы его многие интересные роли».