Павел Кадочников. / «Повесть о настоящем человеке» / Кадр из фильма
29 июля исполняется 105 лет легендарному актеру Павлу Кадочникову. Он первым воплотил на экране образ Героя Советского Союза летчика Алексея Маресьева, картина вышла в 1948 г. Он же сыграл главную роль в «Подвиге разведчика» — культовой картине конца 40-х годов. Когда герой Кадочникова в тылу врага в форме немецкого офицера поднимал тост «За победу», зрители в зале не могли сдержать слез. Майор Федотов (он же — немец Генрих Эккерт) держал рюмку в руке и ждал, пока немцы выпьют. Потом добавлял: «За нашу Победу!» — и в одиночестве осушал свою стопку.
Из сапог выливал кровь
Работа над фильмов о Маресьеве далась актеру непросто. Чтобы почувствовать хоть малую толику боли, которую в реальности испытывал Маресьев, Кадочников набивал себе в сапоги шишки. В итоге после многочасовых съемок ноги кровоточили. Но и на следующее утро актер вновь накладывал в сапоги шишки. Рассказывают, что, когда снималась сцена, где Маресьев впервые танцует на протезах, Кадочников еле превозмогал реальную боль. А после слов «Стоп! Снято!» снял сапоги и вылил оттуда кровь.
Актер много лично общался с легендарным летчиком, обсуждал с ним роль. К слову, режиссер Александр Столпер, взявшись за экранизацию «Повести о настоящем человеке», сначала предложил главную роль самому Маресьеву. Но тот отказался. И тогда выбор пал на Кадочникова, чью кандидатуру Маресьев всецело одобрил.
Отличительной чертой Кадочникова было то, что, какие бы ни были рискованные съемки, все трюки он выполнял сам. Так, в фильме «Укротительница тигров» Кадочников сыграл мотогонщика, который выступал в цирке. Актеру пришлось парить на мотоцикле под куполом. Он выполнял этот трюк на уровне профессионального циркового артиста.
Кадочников до конца жизни держал себя в прекрасной физической форме. Актер по жизни проповедовал принцип «в здоровом теле — здоровый дух». Занимался моржеванием. Зимой не просто окунался в прорубь, а увлекался подледным плаванием. Однажды, уплыв далеко от проруби, Павел Петрович заблудился и чуть не погиб подо льдом. Его спасла выдержка. Он не запаниковал, когда начались судороги. Сориентировался. И все-таки выплыл.
Верная Розалия
Высокого красавца Павла Кадочникова всю его творческую жизнь одолевали поклонницы. Предпринималось немало попыток разбить семью артиста. Но он оставался преданным супруге Розалии, с которой они были знакомы со времен театрального училища. Розалия оберегала Кадочникова от бытовых проблем. Ограждала от назойливых друзей, которые услужливо подносили одну рюмку за другой. Те, кто бывал у актёра в гостях, вспоминали, что, когда время близилось к полуночи, Розалия могла сказать: «Дорогие гости, а не устали ли вы от хозяев?» И все понимали — пора расходиться.
У пары был один общий сын, и еще они вместе воспитывали старшего сына Кадочникова, который родился у него в ранней молодости. Юноша пришел в дом артиста, когда ему было 14 лет. Розалия приняла его как родного.
Обет молчания
Актерская карьера Кадочникова складывалась на редкость удачно. Его осыпали государственными наградами, он купался в обожании зрителей. Все оборвалось в середине 50-х. Поводом стал звонок из центральной газеты. Попросили дать комментарий. Журналист спросил, как популярный артист относится к предложению реформировать школьное образование. Реформы, о которых услышал Кадочников, не произвели на него впечатление. Наоборот, показались ему вздорными. И он в сердцах сказал: «Что за идиот это придумал!?» «Идиотом» оказался Никита Хрущев. Комментарий в печать не вышел, но кто-то постарался, чтобы эти слова дошли до Хрущева. В ответ пришло негласное указание — Кадочникова больше не снимать. И артист остался без работы.
На фоне нервных переживаний у него пропал голос. Обратились к врачу. Сказали, поможет операция, но после этого год надо будет молчать. Вообще не говорить, если артист хочет потом вернуться в профессию. И Кадочников, как когда-то набивал себе в сапоги шишки ради достоверно сыгранных переживаний героя, так и сейчас оказался максималистом — за целый год не произнёс ни слова. Даже дома с близкими. Все это время он много читал, писал. И через год вернулся в профессию.
Но, увы, беды на этом в его жизни не закончились. Когда Кадочников находился на съемках, ему сообщили, что погиб младший сын Петр. Трагическая, случайная смерть — мужчина упал с высокого дерева, получил черепно-мозговую травму. И скончался в больнице, не приходя в сознание. Как вспоминали очевидцы, услышав это, Павел Петрович не побелел, а посерел. Ему предложили перенести съемки. Он отказался. И попросил принести ему рюмку коньяка. Это был единственный раз, когда за свою многолетнюю актерскую карьеру он позволил себе выпить перед съемкой.
Пережил Кадочников и своего старшего сына Константина, который скончался от инфаркта. Самого артиста в последний пусть в 1988 г. провожала верная Розалия. Павел Петрович скончался в 73 года от острой сердечной недостаточности. Когда-то в техникуме Розалии предложили взять шефство над Кадочниковым. Молодой человек был импульсивным, эмоциональным. А Розалия — рассудительной. Это шефство она пронесла через всю их совместную жизнь, в которой они пережили как великое горе, так и большое счастье.
14 знаковых ролей в биографии Павла Кадочникова
Сергей Эйзенштейн, у которого Кадочников снимался в фильме «Иван Грозный», подарил молодому актеру свою фотографию с надписью: «Дорогому Оборотню Павлу, с невероятной легкостью проходящему километры извилистых путей».«Иван Грозный». 1944 – 1945 годы.
Кадочников в «Подвиге разведчика» сыграл советского резидента Федотова, само воплощение воли, энергии, любви к родине и стремления к победе. Прообразом Федотова был реальный разведчик Николай Кузнецов. Именно эта роль принесла Павлу Кадочникову всесоюзную славу.«Подвиг разведчика». 1947 год.
Чтобы глубже войти в кинообраз к фильму «Повесть о настоящем человеке», Кадочников наотрез отказался от услуг дублеров, в течение четырех месяцев ходил на настоящих протезах и ползал в снегу в лютый мороз. Прототип главного героя, знаменитый летчик Маресьев, приглашенный консультантом в эту картину, был поражен его актерским мужеством. «Я, — говорил он, — всего три дня полз по снегу, а Кадочников ползет уже несколько месяцев». «Повесть о настоящем человеке». 1948 год.
За роль в фильме «Большая семья» Кадочников получил Серебряную премию за лучшую мужскую роль Каннского кинофестиваля 1955 года. «Большая семья». 1954 год.
Готовясь к съемкам забавной и в то же время чрезвычайно сложной сцены боксерского поединка на теплоходе в фильме «Запасной игрок», Кадочников брал уроки у многократного чемпиона страны, заслуженного мастера спорта Ивана Князева. После нескольких месяцев тренировок Князев сказал своему ученику: «Второй разряд тебе обеспечен, а может быть, даже первый».«Запасной игрок». 1954 год.
На съемочной площадке одного из самых знаменитых фильмов Кадочникова «Укротительница тигров» актеру приходилось бок о бок работать с хищниками. Когда снимали сцену, где мотогонщик Ермолаев держит руками дверь, на которую с другой стороны налегает тигр, знаменитая дрессировщица Маргарита Назарова умоляла: «Павел Петрович, отклонитесь подальше, чтобы зверь вас не задел». Но оператор в свою очередь требовал: «Подвиньтесь поближе, мне нужен крупный план!».«Укротительница тигров». 1954 год.
В «Якове Свердлове» Кадочников сыграл Максима Горького. При утверждении на роль художественный совет отверг его кандидатуру на роль, поскольку его посчитали слишком молодым для столь серьёзного образа. Тогда режиссёр попросил загримироваться. Через несколько минут актер вновь предстал перед комиссией. Кадочников был единогласно утвержден. Это сходство позволит ему впоследствии ещё пару раз сыграть Максима Горького.«Педагогическая поэма». 1955 год.
Однажды Кадочников привел домой мальчишку-беспризорника, которого поймал за руку, когда тот на улице вытащил у него из кармана кошелек. Павел Петрович возился с ним — одел, обул, накормил, вел долгие воспитательные беседы, а потом пристроил в хороший интернат. Впоследствии тот мальчик стал летчиком и писал Павлу Петровичу письма — благодарил за то, что он так круто изменил его судьбу.«Медовый месяц». 1956 год.
В жизни Кадочникова было два периода вынужденного бездействия. Первый —после успеха конца 40-х — начала 50-х, когда всего за три года ему трижды присуждали Сталинскую премию. Его отлучили от кино на долгих пять лет — на студиях страны был негласный запрет снимать Кадочникова. Чтобы прокормить семью, актер мотался с выступлениями по всей стране — благо в желающих «живьем» посмотреть на звезду экрана недостатка не было.«Жизнь Бетховена». 1978 год.
В начале 70-х у Павла Петровича снова случился творческий простой, из которого его выдернул Никита Михалков. Он предложил Кадочникову роль Трилецкого в «Неоконченной пьесе для механического пианино», за что Павел Петрович всегда был благодарен Никите Сергеевичу. После этого в творчестве Павла Петровича будто началась белая полоса — он сыграл еще почти в трех десятках картин.«Неоконченная пьеса для механического пианино». 1977 год.
В 1981 году во время отдыха в Прибалтике трагически погиб сын Павла Кадочникова. Страшное известие настигло актера, когда он снимался в фильме-сказке Леонида Нечаева «Проданный смех». Узнав о гибели сына, Кадочников сделал то, чего до этого не позволял себе никогда во время съемок: попросил принести ему бутылку коньяка. О том, чтобы отменить съемку, и речи не было.«Проданный смех». 1981 год.
Артист Кадочников никогда не позволял себе поблажек, он всегда говорил: «Зритель заплатил деньги за билет, и ему неинтересно, какие у тебя проблемы. Он хочет посмотреть кино и имеет на это право». «Карантин». 1983 год.
В «Серебряных струнах» Павел Кадочников был не только исполнителем одной из главных ролей, но автором сценария и режиссером. К моменту съемок Павел Петрович уже очень плохо, поэтому сценарий он диктовал рабочему съемочной группы Георгию Смирнову. Со слов внучки Кадочникова, когда работа над текстом завершилась, Смирнов забрал рукопись, чтобы отпечатать, но рукописный вариант почему-то не вернул. Кадочников внимания на это не обратил. Каково же было его удивление, когда после успешной премьеры ему принесли повестку в суд: Смирнов обвинил Кадочникова в том, что тот украл у него сценарий.«Серебряные струны». 1987 год.
14 знаковых ролей в биографии Павла Кадочникова
Сергей Эйзенштейн, у которого Кадочников снимался в фильме «Иван Грозный», подарил молодому актеру свою фотографию с надписью: «Дорогому Оборотню Павлу, с невероятной легкостью проходящему километры извилистых путей».«Иван Грозный». 1944 – 1945 годы.
Кадочников в «Подвиге разведчика» сыграл советского резидента Федотова, само воплощение воли, энергии, любви к родине и стремления к победе. Прообразом Федотова был реальный разведчик Николай Кузнецов. Именно эта роль принесла Павлу Кадочникову всесоюзную славу.«Подвиг разведчика». 1947 год.
Чтобы глубже войти в кинообраз к фильму «Повесть о настоящем человеке», Кадочников наотрез отказался от услуг дублеров, в течение четырех месяцев ходил на настоящих протезах и ползал в снегу в лютый мороз. Прототип главного героя, знаменитый летчик Маресьев, приглашенный консультантом в эту картину, был поражен его актерским мужеством. «Я, — говорил он, — всего три дня полз по снегу, а Кадочников ползет уже несколько месяцев». «Повесть о настоящем человеке». 1948 год.
За роль в фильме «Большая семья» Кадочников получил Серебряную премию за лучшую мужскую роль Каннского кинофестиваля 1955 года. «Большая семья». 1954 год.
Готовясь к съемкам забавной и в то же время чрезвычайно сложной сцены боксерского поединка на теплоходе в фильме «Запасной игрок», Кадочников брал уроки у многократного чемпиона страны, заслуженного мастера спорта Ивана Князева. После нескольких месяцев тренировок Князев сказал своему ученику: «Второй разряд тебе обеспечен, а может быть, даже первый».«Запасной игрок». 1954 год.
На съемочной площадке одного из самых знаменитых фильмов Кадочникова «Укротительница тигров» актеру приходилось бок о бок работать с хищниками. Когда снимали сцену, где мотогонщик Ермолаев держит руками дверь, на которую с другой стороны налегает тигр, знаменитая дрессировщица Маргарита Назарова умоляла: «Павел Петрович, отклонитесь подальше, чтобы зверь вас не задел». Но оператор в свою очередь требовал: «Подвиньтесь поближе, мне нужен крупный план!».«Укротительница тигров». 1954 год.
В «Якове Свердлове» Кадочников сыграл Максима Горького. При утверждении на роль художественный совет отверг его кандидатуру на роль, поскольку его посчитали слишком молодым для столь серьёзного образа. Тогда режиссёр попросил загримироваться. Через несколько минут актер вновь предстал перед комиссией. Кадочников был единогласно утвержден. Это сходство позволит ему впоследствии ещё пару раз сыграть Максима Горького.«Педагогическая поэма». 1955 год.
Однажды Кадочников привел домой мальчишку-беспризорника, которого поймал за руку, когда тот на улице вытащил у него из кармана кошелек. Павел Петрович возился с ним — одел, обул, накормил, вел долгие воспитательные беседы, а потом пристроил в хороший интернат. Впоследствии тот мальчик стал летчиком и писал Павлу Петровичу письма — благодарил за то, что он так круто изменил его судьбу.«Медовый месяц». 1956 год.
В жизни Кадочникова было два периода вынужденного бездействия. Первый —после успеха конца 40-х — начала 50-х, когда всего за три года ему трижды присуждали Сталинскую премию. Его отлучили от кино на долгих пять лет — на студиях страны был негласный запрет снимать Кадочникова. Чтобы прокормить семью, актер мотался с выступлениями по всей стране — благо в желающих «живьем» посмотреть на звезду экрана недостатка не было.«Жизнь Бетховена». 1978 год.
В начале 70-х у Павла Петровича снова случился творческий простой, из которого его выдернул Никита Михалков. Он предложил Кадочникову роль Трилецкого в «Неоконченной пьесе для механического пианино», за что Павел Петрович всегда был благодарен Никите Сергеевичу. После этого в творчестве Павла Петровича будто началась белая полоса — он сыграл еще почти в трех десятках картин.«Неоконченная пьеса для механического пианино». 1977 год.
В 1981 году во время отдыха в Прибалтике трагически погиб сын Павла Кадочникова. Страшное известие настигло актера, когда он снимался в фильме-сказке Леонида Нечаева «Проданный смех». Узнав о гибели сына, Кадочников сделал то, чего до этого не позволял себе никогда во время съемок: попросил принести ему бутылку коньяка. О том, чтобы отменить съемку, и речи не было.«Проданный смех». 1981 год.
Артист Кадочников никогда не позволял себе поблажек, он всегда говорил: «Зритель заплатил деньги за билет, и ему неинтересно, какие у тебя проблемы. Он хочет посмотреть кино и имеет на это право». «Карантин». 1983 год.
В «Серебряных струнах» Павел Кадочников был не только исполнителем одной из главных ролей, но автором сценария и режиссером. К моменту съемок Павел Петрович уже очень плохо, поэтому сценарий он диктовал рабочему съемочной группы Георгию Смирнову. Со слов внучки Кадочникова, когда работа над текстом завершилась, Смирнов забрал рукопись, чтобы отпечатать, но рукописный вариант почему-то не вернул. Кадочников внимания на это не обратил. Каково же было его удивление, когда после успешной премьеры ему принесли повестку в суд: Смирнов обвинил Кадочникова в том, что тот украл у него сценарий.«Серебряные струны». 1987 год.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.