Персонажи, сыгранные актерами в приключенческих фильмах 80-х и 90-х, имели одну важную общую черту — они всегда были на стороне добра. Конечно, это добро они понимали по-разному, а борьба почти всегда заканчивалась горами трупов плохих парней, но своё дело герои боевиков знали хорошо, что признавали и их противники. Британский актёр Лиам Нисон в эту когорту не попал — боевиками он серьезно занялся лишь на излете карьеры. Но в целом сыгранные им персонажи принадлежали к тому самому типу — это были благородные герои, которые всегда имели под рукой оружие.
Лиам Нисон — ирландец по происхождению. Он родился 7 июня 1952 года в Северной Ирландии, которая уже принадлежала Великобритании, в детстве занимался боксом и театром, в итоге выбрав актерскую карьеру. В кино он попал в конце 70-х, прошел все стадии, через которые должны были проходить новички — то есть снимался в небольших ролях в сериалах и телефильмах, попал в каст исторической ленты «Баунти » (1984), но потом всё же перебрался в Голливуд, где возможностей для карьеры было гораздо больше, чем в Англии.
Пейтон Уэстлейк — «Человек тьмы», 1990
После переезда в Америку дела у Нисона пошли в гору, хотя, наверное, и не так быстро, как он рассчитывал. Он снялся в «Подозреваемом» у Питера Йейтса (звездой там была певица Шер), сыграл с Клинтом Иствудом в пятой части серии про Грязного Гарри («Игра в смерть»). Ну а потом признание Голливуда вылилось в приглашение на главную роль в кинокомикс про ученого, который изобрел искусственную кожу со странными свойствами и который мстил тем, кто изуродовал его во время нападения на лабораторию. Пейтон Уэстлейк однозначно был супергероем — причем в отличие от нынешних обитателей киновселенной Marvel фильм о нем послужил отправной точкой для создания комиксов, игр и книг. Впрочем, ничего необычного — Нисон уже тогда имел взгляд человека, знающего всё про этот мир. Поставил картину Сэм Рейми, уже придумавший своих «Зловещих мертвецов» (в будущем он снимет неплохую трилогию про Человека-паука), а главную женскую роль сыграла Фрэнсис Макдорманд (на сегодня — трижды лауреат «Оскара»).
Оскар Шиндлер — «Список Шиндлера», 1993
Впрочем, «Человек тьмы» не стал событием в прокате, ну а Нисон решил вспомнить свои театральные таланты и отправился на Бродвей, чтобы сыграть в спектакле «Анна Кристи» (Anna Christie) по пьесе Юджина О’Нила. Там его и приметил Стивен Спилберг, задумавший сделать фильм о немецком бизнесмене, который во время Второй мировой войны спас от гибели более тысячи евреев. Правда, роль в картине Нисон получил не сразу — на неё претендовали и Костнер, и Гибсон, и Уоррен Битти. Но Спилберг выбрал именно его — на тот момент малоизвестного актера. И Нисон не подвел — он и сам получил номинацию на «Оскар» (награду тогда выиграл Том Хэнкс за «Филадельфию»), и помог «Списку Шиндлера» стать лучшим фильмом года.
Квай-Гон Джинн — «Звёздные войны»
В космической опере Джорджа Лукаса было много харизматичных персонажей, которых фанаты искренне любили. Мастер-джедай Квай-Гон Джинн из четвертого фильма франшизы (и первого эпизода по внутренней хронологии «Звездных войн») мгновенно стал новым кумиром. Он был мудр, имел собственное мнение по разным вопросам, спорил с многознающим Йодой и советом джедаев. Ну и погиб как герой, причем после смерти он смог стать Призраком Силы — впервые в истории далекой-далекой галактики. К сожалению, в других эпизодах саги от Квай-Гона остался только этот призрак, а Лиам Нисон участвовал во франшизе лишь как актер озвучивания.
Анри Дюккард — «Бэтмен: Начало», 2005
«Список Шиндлера» мог вывести Лиама Нисона на прямую дорогу к «Оскару», а повторяющаяся роль джедая в «Звездных войнах» — окончательно закрепить за ним любовь миллионов почитателей франшизы. Но ни той ни другой возможностью он не воспользовался. Любопытно, что даже «Роб Рой» с его участием не смог стать таким же успешным, как «Храброе сердце» Мела Гибсона. И такое чувство, что Нисон в какой-то момент смирился — играл в фильмах, роли в которых не предполагали престижных наград, а лишь обеспечивали гонорар. Впрочем, он старался выбирать тех героев, которые при всей их противоречивости оказывались на стороне добра — как, например, Анри Дюккард из комиксов про Бэтмена. Это наемник, один из учителей молодого Брюса Уэйна, преподавший тому основы детективного искусства. Правда, у Дюккарда даже есть какое-то понятие о справедливости — хотя и своеобразное, особенно в фильмах Кристофера Нолана, где его роль и сыграл Нисон.
Брайан Миллс — «Заложница», 2008
До конца нулевых карьера Лиама Нисона выглядела достаточно причудливо. Он мог сняться у Спилберга, потом сыграть у Лукаса, озвучить благородного льва Аслана в «Хрониках Нарнии» — а потом появиться в провальном вестерне «Водопад Ангела». Но «Заложница» словно указала актеру направление, в котором ему следует двигаться — к ролям отставных агентов спецслужб, которых вынуждают нести мир и справедливость в этот грешный мир. В этой трилогии герой Нисона спасал членов своей семьи, в других фильмах сыгранные им герои тоже оказывались в стрессовых ситуациях. Они умело стреляли, знали приемы единоборств и умели многое из того, чем славятся тайные службы. Фактически Лиам Нисон превратился в героя боевиков — правда, совсем другой эпохи, когда боевики снова превратились в низкий жанр. Его это обстоятельство не смущает — как не смущает и собственный возраст, хотя в семьдесят лет прыгать по крышам тяжело даже ему.