Сегодня, 23 июля, IV фестиваль нового российского кино «Горький fest» назовет своих победителей. В конкурсной программе фестиваля было представлено 22 картины, которые претендуют на восемь наград — в дополнение к 5 номинациям жюри в составе главы фонда «Кинопрайм» Антона Малышева, сценариста, режиссёра, певицы Анастасии Пальчиковой, актера и продюсера Егора Корешкова и кинорежиссёра и сценариста Ивана Твердовского может выбрать еще и три диплома, отметив понравившиеся работы.
Накануне церемонии закрытия АиФ.ru поговорил с Анастасией Пальчиковой. Анастасия была участницей группы «СуХие», выступала сольно под псевдонимом Gg, ее работа сценариста отмечена премией «Золотой орел» (за фильм Валерия Тодоровского «Большой»). Говорить о конкретных фильмах до решения жюри она, правда, отказалась, но про общие тенденции и о том, что ей понравилось и что не понравилось в конкурсе IV «Горький fest», рассказала охотно.
Игорь Карев, АиФ: Анастасия, можете рассказать об общем впечатлении от фильмов, представленных в конкурсе фестиваля?
Анастасия Пальчикова: На мой взгляд, конкурс получился неровный. Но я довольна, что мне удалось его посмотреть. Обычный пул российских фильмов и так будет на других фестивалях. А здесь представлен совершенно другой срез российского кино, которые я, наверное, никогда бы не увидела, если бы не приехала сюда. Так что за это спасибо программному директору Никите Карцеву и «Горький fest».
— А чем вы бы объяснили неровность конкурсной программы?
— Это из-за того, что набирали как раз альтернативную историю — работы кинематографистов, которые молоды, которые только начинают свой путь в кино. И круто было увидеть, что кино делают и люди за пределами привычной тусовки. Какие-то экспериментальные фильмы, фильмы из регионов. Я для себя отметила ребят, которых можно привлечь к совместной работе — актеров, операторов, режиссёров.
— Конкурс фестиваля называется «Встряска», и в нем есть самые разные фильмы — игровые, документальные, короткометражные, полнометражные. Было ли сложно оценивать такое разнообразие?
— В самом начале и я, и другие члены жюри опасались как раз этого — что оценить такую сборную солянку будет сложно. Но оказалось, не это самая большая проблема, да и не проблема вовсе. Были две тенденции, которые мне лично не понравились. Ну, скажем, удачная человеческая мысль — вообще редкость, а уж киномысль — тем более. И решение довести какую-то мысль до экрана, потратить на неё большое количество усилий съемочной группы — довольно ответственное решение. Иногда хотелось попросить авторов пойти и ещё раз подумать — а точно стоит это снимать? Не в смысле какой-то не той темы, ни в коем случае — а в смысле истории, сценарной задумки. Вторая тенденция — это когда автор активно спекулирует на сложной социальной или человеческой проблеме. Понятно, что кино — это всегда спекуляция, но хотелось бы, чтобы мной манипулировали более талантливо и обаятельно. И не так навязчиво. Мы с жюри сразу договорились, что не станем награждать фильмы, в которых спекуляция перевесила художественные достоинства.
— Это вина режиссера или сценариста?
— Фестивальное кино — это все-таки режиссерское кино. Режиссер полностью отвечает за то, что мы видим на экране, и даже если сценарий пишет кто-то другой — значит, режиссер не добился от сценариста внятности и нужной истории.
— У нас принято считать, что фестивальное кино — это некоммерческая история, которая после фестивалей фактически пропадает из виду. Но «Джокер» Филиппа Тодда победил в Венеции, а потом собрал миллиард в прокате.
— «Джокер» — исключение. Это часть огромной вселенной DC, так что у «Джокера» с большой вероятностью был бы хороший прокат. Венецианский приз — его приятное дополнение. То, что «Джокер» оказался потрясающим фильмом, настоящим шедевром — это бонус. Так что это некорректный пример.
— Можно вспомнить фильмы прошлогоднего «Кинотавра», несколько из которых тоже неплохо выступили в прокате…
— Да, «Верность» Нигины Сайфуллаевой собрала если и не супербольшие, но хорошие деньги, на которые никто не рассчитывал. Так бывает.
— Если вернуться к «Горький fest», то, по моему мнению, в программе нет фильмов, которые ориентированы на зрителей. Они, скорее, об авторском высказывании, которое не предполагает обратную связь. Вам так не показалось?
— На фестивалях не будет по-другому. Это и есть смотр авторов, их высказываний и их интонаций. Кроме того, на «Горький fest» большая часть конкурса — это студенческие работы, упражнения, выполнение заданий мастера, которые просто оказались чуть шире этих заданий и были отправлены на фестиваль. Плюс подавляющее большинство фильмов на «Горький fest» — короткометражки, которые изначально не подразумевают у нас какой-то прокат, разве что в составе альманахов. Но я, например, видела в работах некоторых авторов желание снимать, что называется, зрительское кино, причем даже в некоторых документальных работах.