В кино есть такое неофициальное «звание» — «актер одной роли». Это не означает, что артист снялся в одном фильме — и всё; он может иметь в фильмографии огромное число работ. Но помнить его будут лишь по одной — той самой, в которой он сыграл «ту самую роль». У Светланы Светличной такая роль была, но она была не слишком этим довольна. На её беду, небольшой эпизод в «Бриллиантовой руке» Леонида Гайдая затмил любые другие появления актрисы на экране.
Любопытно, что в фильм Гайдая она попала уже опытной артисткой. Светлана Светличная родилась в 1940 году в Армянской ССР; её отец был военным, так что в школу она пошла в УССР, а окончила — в Калининградской области. И сразу после школы отправилась в Москву, чтобы учиться во ВГИКе.
Училась она как раз на актерском курсе Ромма, который тогда был объединен с режиссерским. Светличная вспоминала, что к ним приходили Андрей Тарковский и Василий Шукшин, а её сокурсниками были Андрей Кончаловский, Галина Польских, Валерий Носик. Там же она познакомилась с Владимиром Ивашовым — он был студентом, но был уже знаменитым на весь мир Алёшей Скворцовым из «Баллады о солдате» Григория Чухрая. Впрочем, известность Ивашова скорее тяготила. Со Светличной они полюбили друг друга, сыграли студенческую свадьбу — и прожили вместе более тридцати лет.
Карьера Светланы Светличной началась ударно — режиссер Татьяна Лиознова её позвала в свой фильм о летчиках-испытателях реактивных самолетов «Им покоряется небо». Главную роль и экранного мужа играл Николай Рыбников — звезда тогдашнего советского кино; правда, гримерам приходилось «старить» Светличную, а Рыбникова, наоборот, «молодить». Но, по отзывам зрителей, пара получилась красивой.
В общем, первый блин вышел не комом. Но и дальше Светличная снималась в картинах знаковых, которые делали известные режиссеры — она получала роли в «Заставе Ильича» Марлена Хуциева, в фильме «Тридцать три» Георгия Данелии, сыграла вместе со своим мужем в «Герое нашего времени» Станислава Ростоцкого. Ну а потом случилась «Бриллиантовая рука».
В первоначальном кастинге этой комедии Светличной не было. Гайдай рассматривал роль соблазнительной сообщницы бандитов Анны Сергеевны актрису Клару Лучко, а после её отказа предложил сыграть этого персонажа Наталье Кустинской. Но Кустинская тоже отказалась — ради фильма «Женя, Женечка и „Катюша“», из которого, впрочем, её отчислил режиссер Владимир Мотыль. Перебрав ещё несколько вариантов, Гайдай остановился на Светличной, утвердив её фактически сразу, почти без проб.
Сцена в гостинице оказалась настолько яркой, что крик героини Светличной («Не виноватая я, он сам пришел») сразу же ушла в народ. Что примечательно — худсовет всерьез возражал против подобной пошлости в изображении советских женщин, но Гайдаю удалось отстоять этот эпизод. Он остался в картине и сделал Светличную знаменитой на всю страну. Правда, заодно резко уменьшилась и её востребованность как актрисы.
«Я часто думала: почему советские режиссёры не очень-то баловали меня ролями?» — спрашивала Светличная. И сама же отвечала: «Мне кажется, тому много причин. Например, моя несоветская внешность. Зато я была чуть ли не самая выездная. В составе делегаций объездила полмира. Но как „украшение“ этих делегаций, с чужими картинами. Снимали других, а мною только хвастались!»
Нет, роли, разумеется, у неё были — и какие! Она играла Габи в «Семнадцати мгновениях весны» — Лиознова вновь позвала её в свой фильм, пусть и не на самую главную роль; снялась в «Ты — мне, я — тебе» Александра Серого. В популярном «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина она исполнила роль сестры Ларисы Груздевой. В 1974-м ей присвоили звание заслуженной артистки РСФСР — за заслуги в кино, но вот народную уже не дали. Уже после распада СССР Светлану Светличную называли первым отечественным секс-символом — просто потому, что сцен, подобных той, из «Бриллиантовой руки», в советском кино было очень мало.
«Я не секс-символ, просто я первая женщина, которая сыграла, как теперь говорят, сексуальную роль — роль, которую смотрят пять поколений. <...> Для кого-то я интересна в „Стряпухе“, для кого-то — в „Семнадцати мгновениях“ или „Место встречи изменить нельзя“. Но все равно я всегда буду Анной Сергеевной из „Бриллиантовой руки“. Наверное, это закономерно», — говорила Светличная.