У Никиты Ефремова фирменная семейная улыбка. Кажется, что такому человеку нельзя не симпатизировать, не доверять. Вот и повадились режиссеры предлагать актеру роли садистов и маньяков, чтобы сыграть на противоречии внутреннего и внешнего. Никита уже был серийным убийцей в «Хорошем человеке». Скоро на экраны выйдет мистический триллер «Сестры», в котором герой Ефремова стал настоящим кошмаром для своей семьи. И фирменная ефремовская улыбка заиграла новыми красками.
Тайные уголки души
Елена Садкова, aif.ru: — Никита, ваш герой в «Сестрах» — жуткий человек. Вы не в первый раз беретесь за таких неоднозначных персонажей. Интересно с такими типажами работать?
Никита Ефремов: — Меня всегда привлекали отрицательные персонажи. Всем же хочется быть хорошими, поэтому теневая сторона — злость, ненависть, обиды, страх — вытесняются куда-то вглубь. Но мир все-таки немного по-другому устроен. И эти загнанные глубоко чувства надо воспринимать как сигналы: во мне что-то не так, на это стоит обратить внимание.
Поэтому — да, мне таких героев играть интересно, потому что это еще и повод посмотреть на то, что происходит со мной, есть ли у меня такие тайные уголки. Это возможность не забывать о своей теневой стороне. И, кажется, в обществе это востребовано. Сейчас вокруг хаос. А ведь то, что происходит с нами, не появилось ниоткуда. Это некая всеобщая «тень», которой не уделили внимания, про которую забыли, не осознали, и она вот так, к сожалению, проявилась.
Кино — это один из безопасных способов прожить свои чувства.
— То есть наблюдение за чужим зверством — это возможность разобраться в себе?
— Да, как делали это и, не побоюсь таких сравнений, Шекспир, Достоевский и многие другие авторы. Кино — это один из безопасных способов прожить свои чувства. Буду рад, если при просмотре кто-то обратит внимание на свои теневые стороны или, может быть, признает их в себе. И что-то изменится у них в жизни.
— Пойдет ли зритель сейчас на такое жесткое кино? Его довольно тяжело смотреть. А негатива в жизни и так хватает.
— Многие артисты говорят, что ни кино, ни театр не могут изменить жизнь. Но я верю в теорию «взмаха крыла бабочки». Мне иногда хочется отвернуться от неприятностей, сделать вид, что чего-то нет. К примеру, не смотреть тяжелое кино. Но подобные фильмы задают такие вопросы, которые хорошо бы задать самому себе. Ведь, если во время моих встреч с психологом мне не хочется его слушать, значит, он копает куда надо. Я хочу, чтобы люди благодаря таким фильмам нашли что-то у себя внутри. Как правильно говорится: если тебе не нравится что-то в другом человеке, скорее всего, это есть и в тебе.
— Часто после премьер фильмов, главным героем которых становится маньяк, вспыхивают споры — этично ли снимать такое кино, основанное на реальных событиях. Вы очень убедительно сыграли подобного изверга в «Хорошем человеке». На ваш взгляд, надо ли вообще ворошить эти темы?
— Я считаю, что да. Вообще жанр «по реальным событиям» всегда востребован у публики. Например, мне самому интересно смотреть какие-то документальные фильмы. Понятно, что в наш век информации и дезинформации сложно отследить, где реальность, а где — нет. Но все-таки не забываем, что есть художественная правда, притча. А если вы про страх, что кто-то, посмотрев такой фильм, начнет подражать чему-то, то все зависит от воспитания. У меня, видимо, воспитание хорошее.
— Но обилие жестокости в кино иногда смущает.
— Да в новостях круглосуточно говорят про убийства! Ну, хорошо, давайте запретим «Молчание ягнят» и будем снимать нечто из серии «палка, палка, огуречик — вот и вышел человечек». Согласен, есть тяжелые темы. Почитать того же Достоевского или Толстого... Но в этом ведь тоже важная часть человеческой жизни. И когда мы пытаемся на эту часть не смотреть, не замечать ее, она прорывается по-другому. В мире ведь есть все, как бы ни хотелось человеку контролировать, что вот это должно быть, а этого быть не должно.
«Учусь себя любить»
— У вас в этом году уже вышло два проекта — «Оффлайн», «Нулевой пациент», вот сейчас «Сестры». Как хватает сил на такое количество работ?
— Я отдыхаю в перерывах. Сделал работу — позволил себе отдохнуть. Это как в сельском хозяйстве: в один год земля засеивается, в другой отдыхает. Потому что если засеивать ее постоянно, не будет никаких плодов. Не хочу надрываться. Я себя люблю.
— Но судя по количеству проектов...
— Есть, конечно, перехлесты. Ну хорошо... Учусь себя любить, учусь отдыхать. Можно, например, куда-нибудь съездить, где еще не был. Нравится бывать на природе, в баню ходить. Или сменить вид деятельности. Например, когда пишу музыку, время бежит незаметно. Люблю вкусно поесть, спорт люблю.
— Вижу иногда в соцсетях, как вы музицируете. Была мысль писать саундтреки к фильмам?
— У меня есть желание это делать, но, видимо, оно пока не настолько сильное. Если бы хотел, то уже бы делал.
— В «Оттепели» вы сыграли Олега Николаевича Ефремова, вашего деда. Сложно было решиться на такую роль?
— Ну, это же был прикол, не более. Там даже текста не было. Не вижу никакого великого художественного высказывания в том, что я вышел из подъезда и, махнув рукой, позвал кого-то внутрь.
— Для старших поколений Олег Николаевич — безусловный кумир. Но молодежь редко смотрит старое кино. Не обидно, что даже такая огромная слава может уйти, забыться?
— Не знаю. Мне вообще ничего не обидно. Время меняется, жизнь меняется, кто-то уходит, кто-то остается. Молодежь, если заинтересуется, посмотрит. В YouTube есть канал Мосфильма, и там миллионные просмотры у этих фильмов. В конце концов, молодежь во времена Олега Николаевича разве помнила великих предыдущего поколения? Всему свое время, как-то так.
— В фильме «Лето» прототипом вашего героя был Борис Гребенщиков. Вы с ним знакомы?
— Нет. Я слышал, что он вообще изначально был против идеи снять этот фильм и, по-моему, сразу довольно бодро всех послал на фиг. Мне кажется, что он и фильм-то не смотрел.
— Вы пошли на интервью на канал «Плюшки» в YouTube. Там ведущий ведет себя по-хамски, жестко юморит, затрагивает неприятные, а порой болезненные темы. Зачем вам это?
— Порой я позволяю себе что-то пробовать. Не буду раскрывать кухню этой передачи. В данном случае интересно было посмотреть, как я себя в этом почувствую, не застесняюсь ли. Иногда мне понятен такой юмор, иногда нет.
У меня такая натура — по поводу всего сомневаюсь. Но учусь на это смотреть здраво.
— Не пожалели потом?
— У меня такая натура — по поводу всего сомневаюсь. Но учусь на это смотреть здраво. Если вы смотрели мультфильм «Головоломка», помните, там был герой «Страх», который всего боялся, охал, ахал? Девочка пошла в школу, и он ей предоставил три тома опасностей, которые ее поджидают там. Вот у меня такой же страх живет внутри, я с ним здороваюсь, говорю: «Привет! Спасибо, что ты меня оберегаешь, но дальше я сам».
— Мы говорили про вашу загруженность, сейчас над чем еще работаете? И каких проектов ждать?
— Будет еще «Здоровый человек» Петра Валерьевича Тодоровского. Скоро должны выйти «Содержанки. Перезагрузка», где у меня интересная роль с применением пластического грима. Ожидаю премьеру «Тетриса». Это зарубежный фильм, где я сыграл изобретателя этой игры Алексея Пажитнова. Для меня эта работа очень важна. Закончились съемки сериала «Библиотекарь». Режиссером был Игорь Твердохлебов, который снимал «Триггер». Пока так.
— А как же мультфильм «Иван Царевич и Серый Волк»? Вы же там снова озвучиваете Ивана. Меняется как-то ваш герой с годами?
— Мне кажется, что это я меняюсь, взрослею, а Иван пока благостно остается прежним. За это мы его и ценим. Потому что он хоть и Царевич, но часть наивного дурачка в нем все равно есть. Он в хорошем смысле слова Иван-дурак. Если вспомнить объяснения Михаила Задорнова, то слово «дурак» можно расшифровать как «иду к Ра», то есть иду к солнцу. Так что надеюсь, эти мультики — хорошее светлое пятно в нашем прекрасном взрослом мире. Что нас ждет в пятой части? Все связано с его любимой Василисой. Есть препятствия к их чистой любви. Все будет волшебно!