Ее муж Саша – человек серьезный только на первый взгляд. По сути он такой же. «Саша и Маша» – один из первых комедийных сериалов открыл нам – зрителям – не только этот жанр, но и замечательную актрису – Елену Бирюкову.
Не комедийная, а лирическая
«АиФ»: – Вы заявили о себе на всю страну и полюбились зрителям в образе Маши. Потом выходило великое множество комедийных проектов, а вас там не было…
Е.Б.: – А у меня и до «Саши и Маши» не было комедийных ролей. Как мне говорили режиссеры, у меня лирико-драматический темперамент. В Театре Маяковского мне давали совершенно другие роли: Ящерица, Корделия, героини Лескова – совершенно иной драматический ракурс. А тут комедийное… Мне кажется, просто на тот момент так все совпало. И мы с Георгием Дроновым играли не комедию, а ситуацию – смешную, нелепую, поведенческую. А сейчас я занята в съемках скетчкома «Одна за всех». Мне доставляет колоссальное удовольствие играть с Анной Ардовой!
«АиФ»: – Есть роли, на которые вас приглашают чаще всего?
Е.Б.: – Да! Знаете, каких героинь мне любят предлагать? Подружка героини с неудавшейся судьбой. Во! Героиня – такая скромница, которую обязательно любят все мужчины, и у нее есть подружка – такая разбитная красавица с дурацким, сумасшедшим характером, но почему-то мужчины ее не очень жалуют. Когда я спросила, почему же у нее такая судьба, мне ответили: «Понимаете, нас смотрят домохозяйки, и они должны отождествлять себя с главной героиней». Я подумала, неужели все домохозяйки ходят зачуханными, в серых кофточках и с немытой головой? Странно мне это! Наоборот, сейчас женщины, сидящие дома, имеют много возможностей ухаживать за собой, ходить в фитнес-клубы…
Рожденная в революцию
«АиФ»: – Вы родились 7 ноября. Не думали, что демонстрации устраивают в вашу честь?
Е.Б.: – Не, такого не думала. Хотя мне было приятно. В Минске мы жили на проспекте, по которому проходили все демонстрации. Мы с ребятами просачивались через дворы и ограждения, умудрялись проскользнуть через милицейские оцепления и подбирали всякие бумажные цветы, шарики, флажки, бумажные цветки на ветках. С этой добычей мы возвращались домой с ощущением полного счастья!
«АиФ»: – Говорят, день рождения накладывает отпечаток на характер…
Е.Б.: – О, да! Я была и пионерским, и комсомольским лидером. В школе всегда стояла за правду, за справедливость. Если учителя были неправы, я выступала. Помню, летом нас заставляли ехать на сельхозработы. Нам объявили, что, кто не поедет, тому поставят неуд по поведению. А в это время вышло постановление, где было написано, что заставлять никто не имеет права, а только по желанию. Я пошла к директору с газетой и говорю: «Вот смотрите, написано «по желанию». Она мне: «Нет! Ну и что, что написано, ты должна ехать в трудовой лагерь!». Я пошла к заведующему РОНО, к депутату, все мне написали резолюцию, что только по желанию. Но, когда я пришла к нашему директору, она закричала: «Нет! Нет! Ты все равно поедешь!». И пришлось мне ехать…
«АиФ»: – А вы ехать-то хотели?
Е.Б.: – На первом месте был принцип! Хотя ехать на самом деле я и не очень хотела. Но я пыталась добиться справедливости! Что такое «неуд» по поведению, если я не хочу ехать! И отстаивала я не только свои права, но и права всех учеников.
Не сдаваться!
«АиФ»: – Какая вы, однако!
Е.Б.: – Помимо того что 7 ноября революционный праздник, так я еще и по знаку зодиака Скорпион! Мне это очень мешает! Скорпионы – они самоеды, вот я сама себя ем нещадно и съедаю за все… Не прохожу пробы, к примеру, начинаю мучиться от того, что плохая актриса, и поэтому меня не берут, и дальше все это разматываю, раскручиваю… Близко знающие меня люди говорят: «Бирюкова, даже если у тебя не будет никакой проблемы, ты ее найдешь и будешь с ней бороться!». И правда: я могу жить, только героически преодолевая какие-то трудности. Когда у меня все хорошо, мне кажется, что мир остановился и что-то здесь не то. Начинаю искать подвох и ждать чего-то плохого. Я не могу успокоиться и наслаждаться тем, что все хорошо. Ну и, конечно, могу подъесть окружающих! (Довольно злорадно улыбается.) Помучить своими проблемами – милое дело!
«АиФ»: – Ваша дочка Саша – бунтарь?
Е.Б.: – Сашка – творец. Она рисует, хочет быть дизайнером, очень много делает руками. Наш дом полон коробочками, листиками, камешками, ракушками, бумажечками цветными, обертками от цветов. Разные клеи, трафареты, лаки, краски, рамки… А вот станет ли она этим заниматься и дальше, не знаю. Она сейчас вступила в подростковый возраст, ей 13 лет, и все начинает ломаться, меняться. У нее писательские, сценарные таланты начинают открываться: в какой-то момент она начала сочинять стихи, потом увлеклась и начала писать роман. И, кто знает, что еще у нее откроется… И что останется, и что она выберет… Но я не думаю, что она станет актрисой.
«АиФ»: – Поможете, подтолкнете?
Е.Б.: – Нет, только если сама. Я не хочу ей такого пути. Театр – сильнейшая страсть! И очень сложный вид деятельности, и не всегда он может сложиться удачно.
Гармония желаний
«АиФ»: – Многие боятся 40-летнего рубежа. Как вы относитесь к своему возрасту?
Е.Б.: – В этой цифре ничего страшного нет, в 40 лет жизнь только начинается, это прекрасный возраст! Я сама себе сейчас гораздо интереснее. Только сейчас у меня появилось состояние уверенности в себе. И мне кажется, что я выгляжу гораздо лучше. (Кокетливо улыбается.)
«АиФ»: – Вы открыли секрет молодости или вам известен эликсир долголетия?
Е.Б.: – Боюсь, что такими знаниями я не буду владеть никогда… Но я люблю лежать в ванной. Долго. С солью, пеной, делать какие-то маски… Я не очень люблю накладывать на лицо растительность – огурцы, ягоды. Хотя я знаю, что это полезно, но больше люблю массаж, фитнес-клуб, бассейн, сауну. В баньку очень люблю с мамой ходить. В общем, как каждая женщина в нашем возрасте…
«АиФ»: – Ну не будем так конкретны. Совсем не каждая женщина в нашем возрасте может обойтись только этими методами. Некоторые уже не одну пластику сделали…
Е.Б.: – Ну, в общем да. Надеюсь, мне удастся этого избежать. Знаете, я недавно нашла старые кассеты, на одной из них была запись, как мы с Сашей выписываемся из роддома. И там я увидела свою маму, которая была постарше, чем я сейчас. Она прекрасно выглядит: ни одной морщинки! А она всю жизнь пользовалась самыми обычными средствами! Так что у меня есть временной запас! Я лет 10 еще буду охо-хо!
«АиФ»: – Вы счастливы?
Е.Б.: – Я наслаждаюсь жизнью! Мне в ней всего хватает. И даже экстрима! Меня часто приглашают на разные программы, где ты можешь себя попробовать. В «Танцы на льду», например. Но мне не хочется ни «Последнего героя», ни «Жестоких игр». Мне интереснее поваляться у мамы на даче в гамаке, с дочкой поехать на море покупаться. Спокойной жизни хочется. Эмоционального адреналина хватает на сцене. Я очень сильно волнуюсь перед каждым без исключения спектаклем!
«АиФ»: – Но ведь у ваших коллег есть секреты, чтобы себя успокоить?
Е.Б.: – Не помогает… Какие только приемчики ни пробовала… Вроде успокоила себя, все, кажется, совсем успокоилась, все нормально… а за долю секунды до того, как тебе надо сделать шаг на сцену… о-о-оххх! – и как в омут головой, как прыжок с 30‑метровой вышки… Вот такой он первый шаг на сцену… Такая волна накрывает и пошел… Наверно, так никогда и не смогу побороть этот страх, волнение.
«АиФ»: – Чего вы ждете от жизни?
Е.Б.: – Хочется мне сыграть какую-то свою главную роль и выразить в ней себя. Чтобы я открыла в себе то, что даже не подозреваю, что-то глубинное. Я хочу сказать, умирая: «да, я сыграла эту роль…». (Трагедийно закатывает глаза и смеется.) Хочется… Мне столько всего сейчас хочется! Мне даже меньше хотелось 10 лет назад. Хочется и родителям помочь, и дом построить, и сад посадить… Какие-то у меня не женские желания. Может быть… Не знаю, хочу ли я еще одного ребенка… Или буду ждать внуков от Сашки. Как получится. Хочется надежного человека рядом.