Сегодня в ее жизни уже нет места борьбе за лидерство, она целиком и полностью посвятила себя тренерской работе и растит тех, кому в будущем предстоит занять высшие места на пьедестале почета.
Кстати, уход из большого спорта позволил Марии воплотить свою давнюю мечту - стать мамой. В апреле 2007 года она родила сына, а в июне 2009-го — дочку.
«АиФ»: - Сравнивая Марию Бутырскую на пике своей карьеры и сейчас, может показаться, что раньше вы были более амбициозной, а сейчас спокойная, домашняя.
М.Б.: - Дело в том, что когда я занималась спортом, сильное нервное напряжение было постоянным. Когда начало что-то получаться, меня начали упрекать возрастом, еще до того как я стала чемпионкой мира. Приходилось все время что-то кому-то доказывать и даже самой себе, чтобы со мной считались как с фигуристкой. Я не очень была общительная, не очень открытая для людей, я сильно замыкалась. У меня были друзья, которым могла излить душу, а остальные старалась, чтобы не задевали. Я жила в своем собственном мире. Даже на соревнованиях старалась не общаться, концентрироваться в самой себе, чтобы с этой энергией выходить на старт и показывать то, что я могла и умела.
А сейчас, конечно, я переживаю за своих детей, когда они выступают, но все равно для меня самое важное и главное в жизни – моя семья. Поэтому я все брошу, все забуду, чтобы в семье было все хорошо. А когда у тебя в семье все хорошо, когда ты приходишь с работы, не важно, что у тебя там произошло, ты открыл дверь домой и забыл обо всем этом. Вот твои дети, вот твой муж. Там тепло, уютно. Конечно, я очень домашний человек, не хожу ни на какие тусовки, нет даже желания. Мне надо дома приготовить еду, накормить мужа вкусно и много, и детей. Наверное, секрет только в этом. А так – люди на протяжении жизни не меняются. Все зависит от обстоятельств. Тогда это мне нужно было, это меня собирало, иногда злило. Это моя внутренняя собранность была. Сейчас чего мне уже суетиться и нервничать? Нервничаю, когда ребенок болеет.
«АиФ»: - Что случилось с нашим фигурным катанием? В каком звене огромной цепочки, всей инфраструктуры произошел сбой?
М.Б.: - Изначально надо начинать с детского спорта, чтобы был материал, из которого делать чемпионов. Все не так плохо. Последние поражения, которые мы получим, на олимпиаде в Ванкувере. Думаю, что на этом наше падение закончится. Я сейчас занимаюсь с детьми 10-12 лет, часто посещаю соревнования. У нас сейчас очень хорошие дети. Думаю, что в Сочи мы уже будем достойно представлять нашу сборную. Есть надежды, что у нас будет гораздо больше медалей, чем в этом году.
У нас был провал. Была соцстрана, когда очень легко было записаться в какое-то общество и заниматься, реализовывать себя. Лишь бы ты хотел, тебе помогут. Не очень большие затраты были, особенно в фигурном катании. Были хорошие возможности. А потом – провал, когда начали дворцы спорта закрывать и делать рынки, чтобы люди зарабатывали быстрые деньги. Из-за этого так и получилось. На прошлых Олимпиадах это были еще последние из спортсменов, которые начинали в советское время и были готовы, потом был провал. Сейчас государство очень внимательно относится к детскому спорту. В Москве Москомспорт помогает. Возможности сейчас очень хорошие. Государство видит и понимает, что если не будет детского спорта, не будет потом олимпийских медалей.
Очень многое зависит от желания. Иногда способности – это не основное. Я считаю, если ты даже мало-мальски способен, но очень хочешь и все для этого делаешь, будет лучше, чем результат у человека, у которого дар Божий, но он ничего не делает. И еще массовость. Чем больше людей приходит, тем больше оттуда можно выцепить. Это может привести к хорошим результатам.
«АиФ»: - Вы ведь тоже сейчас занимаетесь тренерской работой. А когда вы оставили спортивную карьеру, не думали о том, чтобы заняться бизнесом? И почему вас больше не видно на ТВ?
М.Б.: - Я и бизнес – вещи не совместимые. В свое время пробовала, но я бизнесмен плохой, я потеряю все что у меня есть. Это я поняла. Мне лучше заниматься творческой работой. Когда я ушла из любительского спорта, я не хотела сразу идти в тренерскую работу, потому что было много предложений – шоу, показательные выступления. Я много ездила, смотрела мир. Это были хорошие деньги, это было гораздо легче, чем в спорте, не нужно было так напряженно работать, соблюдать жестко режим и так далее. Основательно чем-то заниматься я не могла себе позволить. И так получилось, что у меня никогда не было мечты или цели пойти работать на телевидение, сидеть в кадре. Просто это случайные предложения. Если предлагают – почему не воспользоваться. Было интересно попробовать себя в качестве ведущей. Но никогда особо желания не было. Поэтому сейчас, когда я основательно начала работать тренером, я сижу на катке с 10 утра до 5 вечера. Даже на интервью вырваться – большие проблемы. Человек должен заниматься чем-то одним – тогда что-то получится в этой области.
«АиФ»: - А как вы относитесь к тому, что Олимпиада будет проводится в Сочи. Выбор города вызвал много кривотолков.
М.Б: - Не хочется этот вопрос обсуждать. Есть и минусы, и плюсы. Здорово, что мы отвоевали то, что мы все-таки проведем первый раз зимние Олимпийские игры в нашей стране. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга появится еще один потрясающе красивый город. Я думаю, что мы справимся. То, что мы затеваем, мы это делаем лучше всех остальных, я это часто наблюдаю. Мы люди открытые, творческие, я уверена, что никто не будет жалеть денег. Главное, чтобы строительством занимались надолго и надежно. В нашей стране сейчас пытаются все сделать быстро. Наш каток новый в Крылатском три года отстоял, и там практически рухнула крыша. Не хочется, чтобы с другими сооружениями такое происходило. У нас выделяется много денег, но в строительство вкладывается половина, и происходит поэтому полный бред. А других вариантов не было. Должны быть горы, трассы. Скажем, в Москве это так не построишь.