В прошлом году актёр отпраздновал 80-летний юбилей. Когда «АиФ» позвонил Вячеславу Васильевичу с просьбой об интервью, он ответил: «Наверное, мне нечего сейчас сказать современному поколению. Я воспитан совсем не так, как они. Больше всего в людях я ценю порядочность. В этом мы очень похожи с князем Андреем Болконским. Да и ушла моя тема».
Скромный, стеснительный, очень интеллигентный, он действительно и выглядел, и вёл себя как князь, рыцарь, благородный дворянин. Был сдержан на эмоции, молчалив, сторонился шумных застолий. Говорят, иногда даже плакал. А после выхода на экраны фильма «Война и мир», когда некоторые критики недоброжелательно отозвались об образе князя Андрея, Тихонов решил уйти из кино. Навсегда. Наш кинематограф чуть было не потерял одного из лучших актёров.
«Мой папа был человек очень рефлексирующий, - вспоминает Анна Тихонова. - Всё, что с ним происходило, всё, что ему говорили, он принимал слишком близко к сердцу. И когда возникли сложности на съёмках «Войны и мира», когда он понял, что не находит общего языка с Сергеем Бондарчуком, когда появилась нелестная критика, папа решил уйти в театр. Но прошло время, папа остыл, подумал, всё взвесил и - передумал».
«Я не Штирлиц!»
Окончательно «рвать с кино» Тихонов передумал тогда, когда получил приглашение на пробы в новый телевизионный сериал режиссёра Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Первым делом актёр отправился на фотопробы. Форма военного ему была очень к лицу. Но вот само лицо Тихонову почему-то не нравилось - казалось, что наш разведчик, засланный в фашистскую Германию, слишком похож на российского интеллигента. Тогда Тихонов прилепил себе под носом усы, как у Гитлера. Татьяна Лиознова, увидев фотографию Тихонова с гитлеровскими усами, ужаснулась: «Какой кошмар!» И велела вернуть Штирлицу нормальное, тихоновское, лицо.
Но «Семнадцать мгновений...» могли и не попасть на экран. В вышестоящих кругах ещё до премьеры посмотрели картину и засомневались: надо ли народу знать все тонкости шпионского дела. Говорят, что член политбюро ЦК КПСС Суслов вообще заявил: «В этом фильме нет подвига советских граждан». Но за Штирлица вступился Андропов.
«Фильм действительно хотели запретить, - подтверждает Анна. - Даже те, кто создавал картину, сомневались: нужно ли затрагивать тему разведки. Тогда было такое время, что всего можно было ожидать. Опасно было не то что фильмы снимать - даже говорить о КГБ. Папа рассказывал, что все очень волновались, как воспримут в верхах это кино. Но фильм всем очень понравился. Особенно Брежневу».
Леонид Ильич настолько впечатлился историей советского разведчика, что приказал найти настоящего Исаева и присвоить ему звание Героя Советского Союза. Пришлось тактично объяснить, что это выдуманный персонаж. Но Леонид Ильич не унимался и всё-таки вручил награду - присвоил Тихонову звание народного артиста СССР. Для публики же Штирлиц и Тихонов стали неотделимы друг от друга. Хотя сам актёр всегда говорил: «Я совсем не Штирлиц, мы с ним слишком разные люди».
«Папа никогда не любил публичности, - говорит дочь Тихонова. - Всенародное внимание его смущало. А то, что его помнили в основном только Штирлицем, и вовсе раздражало. Иногда, когда он выходил на улицу, некоторые не особо воспитанные люди показывали на него пальцем и кричали: «Смотри, Штирлиц пошёл!» Конечно, отцу это не нравилось. Но постепенно страсти улеглись, и папа успокоился. Последние годы он с удовольствием вспоминал о Штирлице и часто пересматривал «Семнадцать мгновений весны».
И не ловелас
Но не только персонажи в военной форме в исполнении Тихонова тронули зрителей. Наверное, мало найдётся в нашей стране людей, кто не плакал во время просмотра знаменитого фильма «Белый Бим Чёрное ухо». Тихонов любил животных с детства. Но вот с исполнителем главной роли, псом Стифом, или попросту Стёпкой, подружиться удалось не сразу. «Я долго наблюдал за этой собакой и понял: подачками, разными вкусностями его не возьмёшь», - признавался Тихонов. Стёпка, конечно, любил поесть, но на студии его кормили все, кому не лень. И тогда Тихонов решил пойти другим путём. На съёмочную площадку он приходил за час до назначенного времени. И шёл со Стёпкой гулять. Через неделю Стёпка признал в Вячеславе Васильевиче своего лучшего друга, и во время съёмок ни у кого не оставалось сомнений, что это и есть настоящий хозяин Бима.
Светлана Дружинина вспоминала, что пронзительный взгляд, аристократическая стать и интеллигентность Вячеслава Тихонова не оставляла равнодушной ни одну из его партнёрш по съёмочной площадке. Но, несмотря на такой «богатый выбор», Тихонов ловеласом никогда не был. В 19 лет он женился на своей однокурснице Нонне Мордюковой. Однако, как потом признавалась сама Мордюкова, её страстный темперамент совершенно не подходил меланхоличному Тихонову. Но что послужило истинной причиной развода, так и осталось загадкой. Друзья Тихонова рассказывали, что актёр застал Мордюкову с другим мужчиной, сама Нонна Викторовна утверждала, что Тихонов перестал уделять внимание ей и сыну Володе, как говорится, «ушёл в себя». Вячеслав Васильевич нашёл свою судьбу на озвучании одного из самых романтичных французских фильмов - «Мужчина и женщина».
«Папа озвучивал героя Жана Луи Трентиньяна, а мама была переводчицей на этой картине, - говорит Анна Тихонова. - После свадьбы мама продолжала работать, но всё же большую часть времени ей приходилось отдавать семье: папа часто уезжал на гастроли. Отец очень редко вырывался со съёмок домой. И в эти нечастые моменты старался провести время со мной. И когда я шла с ним рядом, а люди на улице оборачивались, подходили, пытались поговорить с ним, я начинала ревновать - мне не хотелось делить папу с чужими.
В детском саду мои одногруппники перешёптывались, показывали на меня пальцем. А вот к кино я папу никогда не ревновала. Его работу воспринимала как данность. Он безумно любил кино и свою работу, но последнее время не снимался. Жил с нами в нашем общем доме в Павловском Посаде. От предложенных сценариев в большинстве своём отказывался, так как среди большого количества сюжетов найти что-то достойное ему было очень сложно».