Да, Михаил Юрьевич был человек очень тяжёлого характера. Но!.. Спустя многие годы писатель Дружинин, вспоминая беседы Лермонтова с людьми, которые дорожили его дружбой, написал: «Стоило только раз пробить ледяную оболочку, только раз проникнуть под личину суровости, родившейся в Лермонтове отчасти вследствие огорчений, отчасти просто через прихоть молодости, для того чтобы разгадать сокровища любви, таившиеся в этой богатой натуре». Вы заметили? Не осталось ни одного портрета Лермонтова, на котором бы он улыбался.
Ни одного! Это говорит о том, что он был человек, замкнутый в себе, закрытый. Но те, кто был ему близок, — Раевский, Шан-Гирей — видели его другим. Вот тогда он открывался, становился самим собой. И тогда в него влюблялись! У меня недавно вышла книга «Россия — страна поэтов», которая целиком посвящена Лермонтову. Там есть такое стихотворение:
«На всех портретах Лермонтов печален, Порой задумчив, иногда суров. И в дни, когда со славою венчали, И в сладкий миг предчувствия стихов... Наверное, в душе всё было слишком зыбко, И потому невеселы штрихи. Но сохранили нам его улыбку Надеждой озарённые стихи».
На его долю с раннего детства выпало немало трагедий. Мать Лермонтова умерла, когда мальчику было 3 года. И он запомнил лишь, как она пела ему колыбельные песни. Дед покончил самоубийством из-за неудачной любви. Потом его насильно разлучили с отцом Юрием Петровичем, а они были очень сильно друг к другу привязаны. Незадолго до смерти отец прислал Лермонтову письмо: «Хотя ты ещё в юных летах, но я вижу, что ты наделён способностями ума. Не пренебрегай ими и всего более страшись употреблять оные на что-нибудь вредное или бесполезное. Это талант, в котором ты должен будешь дать отчёт Богу».
Да, он был остроумен, но чаще — желчен, иногда — агрессивен. Возможно, сказывалось то, что Лермонтову не везло в любви. Была Варенька Лопухина — но её выдали замуж за другого. Была некая Н. Ф. И. — Наталья Фёдоровна Иванова. Она тоже досталась другому мужчине. Была французская поэтесса. Их любовь была взаимна, но... Она была женой французского торгового посланника, и, когда пришла пора ей возвращаться во Францию, Лермонтов примчался с Кавказа в Одессу, чтобы с ней проститься. Представьте: муж ждёт её на палубе, а она всё никак не может расстаться с русским офицером.
Есть у Лермонтова такие строки: «...Пора, пора насмешкам света Прогнать спокойствия туман; Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан?» Он сам стремился к тяготам жизни, не хотел уходить от её чёрных сторон. Здесь спрятан ответ к противоречиям его характера: «Что без страданий жизнь поэта?..»
Поэзия Лермонтова во многом автобиографична. Он был настолько жаден до жизни, до того, что происходит вокруг, что порой у меня закрадывается мысль: поэт предчувствовал свою раннюю смерть. И потому, наверное, так торопился и так искренне впитывал всё происходившее вокруг. Он понимал, что в искусстве он скажет то слово, которое до него никто не говорил и после него никто не скажет. И меня очень огорчает, как мы отмечаем 200-летний юбилей поэта. Его стихи, его проза должны звучать повсюду — на ТВ, по радио, на концертах. А вместо этого — тишина! Его «Герой нашего времени» — это перекличка эпох, это жизнь, которая не кончается... Этот роман, а не Толстого, которого я также уважаю, должны были бы в прямом эфире читать уважаемые люди страны. Рок преследует поэта и после его смерти! Ему отказали даже в праве на то, чтобы его портрет со стихами о Москве встречал нас на улицах Москвы, в которой он родился.
Лермонтовский Пятигорск. Места, где бывал великий поэт
Первый в России памятник Михаилу Лермонтову. Торжественное открытие состоялось в Пятигорске 16 августа 1889 года. Поэт изображен сидящим в глубокой задумчивости, с открытой книгой у ног. Взор устремлен к Кавказским горам.
Провал – единственная пещера на южном склоне Машука. Внизу находится просторный каменный грот с озером голубой воды.
В 19 веке прогулки к Провалу были любимым развлечением «водяного общества». В «Княжне Мери» Лермонтов пишет, что Провал на склоне Машука представляет собой угасший кратер вулкана.
Эолова арфа – каменная беседка, стоящая на высоком уступе горы Машук. Она построена братьями Бернардацци в 1830–1831 годах. Название ее связано с именем бога ветров Эола. В беседке находился необычный музыкальный инструмент, который приводился в действие силою ветра. Это место Михаил Лермонтов упомянул в повести «Княжна Мери»: «На крутой скале, где построен павильон, называемый Эоловой Арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльборус».
Парк «Цветник». Этот курортный парк заложили в 1829 году по чертежам братьев Бернардацци. Здесь были устроены многочисленные цветники, высажены аллеи из кавказских каштанов, клёнов и лип. В середине 19 века все высшее общество предпочитало проводить время в «Цветнике». В желтом здании расположены Лермонтовские ванны. Прежде назывались Николаевскими. Михаил Лермонтов в письме к своему другу С.А.Раевскому сообщал: «Простудившись дорогой, я приехал на воды весь в ревматизмах; меня на руках вынесли люди из повозки, я не мог ходить – в месяц меня воды совсем поправили; я никогда не был так здоров…»
В центре парка «Цветник» располагается Лермонтовская галерея. Это прямоугольное сооружение из цветного стекла, металла и дерева. Павильоны изготавливались частично в Варшаве, частично в Петербурге, затем в разобранном виде они были доставлены на Кавказ и установлены в качестве курортных галерей для прогулок отдыхающих в ненастную погоду в парках Пятигорска и Железноводска. Галерею в Цветнике открыли в 1901 году, в 60-ю годовщину гибели Лермонтова. Галерея получила название Лермонтовской.
Академическая галерея. Во времена Лермонтова это был самый популярный источник на Кавказских водах.
В «Герое нашего времени» Печорин в своем дневнике замечает: «На площадке близ него (колодца) построен домик с красной кровлею над ванной, а подальше галерея, где гуляют во время дождя. Несколько раненых офицеров сидели на лавке, подобрав костыли, - бледные, грустные».
Обелиск на месте гибели Лермонтова. Памятник был выполнен в 1914 году по проекту Б.М.Микешина из кисловодского песчаника.
Лермонтовский Пятигорск. Места, где бывал великий поэт
Первый в России памятник Михаилу Лермонтову. Торжественное открытие состоялось в Пятигорске 16 августа 1889 года. Поэт изображен сидящим в глубокой задумчивости, с открытой книгой у ног. Взор устремлен к Кавказским горам.
Провал – единственная пещера на южном склоне Машука. Внизу находится просторный каменный грот с озером голубой воды.
В 19 веке прогулки к Провалу были любимым развлечением «водяного общества». В «Княжне Мери» Лермонтов пишет, что Провал на склоне Машука представляет собой угасший кратер вулкана.
Эолова арфа – каменная беседка, стоящая на высоком уступе горы Машук. Она построена братьями Бернардацци в 1830–1831 годах. Название ее связано с именем бога ветров Эола. В беседке находился необычный музыкальный инструмент, который приводился в действие силою ветра. Это место Михаил Лермонтов упомянул в повести «Княжна Мери»: «На крутой скале, где построен павильон, называемый Эоловой Арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльборус».
Парк «Цветник». Этот курортный парк заложили в 1829 году по чертежам братьев Бернардацци. Здесь были устроены многочисленные цветники, высажены аллеи из кавказских каштанов, клёнов и лип. В середине 19 века все высшее общество предпочитало проводить время в «Цветнике». В желтом здании расположены Лермонтовские ванны. Прежде назывались Николаевскими. Михаил Лермонтов в письме к своему другу С.А.Раевскому сообщал: «Простудившись дорогой, я приехал на воды весь в ревматизмах; меня на руках вынесли люди из повозки, я не мог ходить – в месяц меня воды совсем поправили; я никогда не был так здоров…»
В центре парка «Цветник» располагается Лермонтовская галерея. Это прямоугольное сооружение из цветного стекла, металла и дерева. Павильоны изготавливались частично в Варшаве, частично в Петербурге, затем в разобранном виде они были доставлены на Кавказ и установлены в качестве курортных галерей для прогулок отдыхающих в ненастную погоду в парках Пятигорска и Железноводска. Галерею в Цветнике открыли в 1901 году, в 60-ю годовщину гибели Лермонтова. Галерея получила название Лермонтовской.
Академическая галерея. Во времена Лермонтова это был самый популярный источник на Кавказских водах.
В «Герое нашего времени» Печорин в своем дневнике замечает: «На площадке близ него (колодца) построен домик с красной кровлею над ванной, а подальше галерея, где гуляют во время дождя. Несколько раненых офицеров сидели на лавке, подобрав костыли, - бледные, грустные».
Обелиск на месте гибели Лермонтова. Памятник был выполнен в 1914 году по проекту Б.М.Микешина из кисловодского песчаника.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.