«Мы сегодня потеряли все возможные цензы. В итоге вседозволенность дошла до полного абсурда и пошлости. А погоня за бессмысленным благополучием привела к тотальному выхолащиванию духовности, душевности, к девальвации таких понятий, как «дружба», «любовь», - считает известный актёр и режиссёр Александр Ширвиндт.19 июля мэтру российского театра и кино исполняется 75 лет.
«Дружба» как взятка
- Александр Анатольевич, вы, наверное, как и многие ваши коллеги, свои юбилеи не очень любите…
- Да я их терпеть не могу! Многие действительно их также не любят, но тем не менее празднуют. А я не люблю и не праздную. Вот и в этот раз не буду. Спрячусь где-нибудь в кустах и пересижу этот день.
- Ну всё равно ведь вас найдут.
- Не найдут! Надо правильные кусты знать. Уж я-то в этом разбираюсь (смеётся).
- В театре вы разбираетесь точно не хуже. Глядя глазами режиссёра на то, что происходит в стране, на финансовый кризис опять же, в каком жанре вам видится происходящее?
- Дать однозначное определение сложно. Но я, наверное, назвал бы всё это фантасмагорией, в которой есть место и трагедии, и комедии, и фарсу, и драме, и много чему ещё. Да вообще вся наша жизнь - это чистой воды театр. Шекспир был абсолютно прав! Вот, например, смотрю заседание Думы и вижу депутатов, которые годами сидят в этом зале и рта не открывают. Зачем они нужны? Почему они там сидят? И тут я понимаю, что это массовка. Без массовки же театр невозможен! Эта театральность существования касается не только Думы, но абсолютно всех сфер нашей жизни.
Ну а если говорить о пресловутом финансовом кризисе, «благодаря» которому людей сейчас выбрасывают на улицу, то, конечно, это трагедия. Но трагедия, оздоравливающая сознание общества. Предыдущие 70 лет двигателем нашей жизни был, как это ни странно, дефицит. Всё - от гречки до машины или путёвки на отдых - нужно было доставать, добиваться путём огромных усилий. А для этого необходимо было дружить, объединяться, обзаводиться связями. Сегодня необходимость в этом отпала. Живя на огромных скоростях и ставя во главу всего деньги, мы разучились общаться по-человечески. Погоня за бессмысленным благополучием привела к тотальному выхолащиванию духовности, душевности, к девальвации таких понятий, как «дружба», «любовь». Люди, имеющие хорошие деньги (а таких до кризиса в России набиралось уже приличное количество), понастроили четырёхэтажных особняков и не знают, что с ними делать. Более того, они на этот четвёртый этаж физически подняться не могут! Кризис нам говорит о том, что нужно быть проще в своих бытовых притязаниях. Окружающие считают меня идиотом, когда видят, что на банкетах из всего разнообразия блюд я предпочитаю шпроты или мелкий частик - была такая рыба, в эпоху СССР этот частик в томате был самым доступным видом консервов. А артисты в театре мне до сих пор в качестве взяток носят плавленый сырок «Дружба».
Аморфное сознание
- Говорят, что человек на ошибках учится. Но при этом известно, что история, со всеми её ошибками, людей мало чему учит. Почему так происходит?
- У Пушкина в «Борисе Годунове» есть строчки: «…И, пыль веков от хартий отряхнув, правдивые сказанья перепишет…» Именно это сегодня делают с нашей историей. В головах людей полная неразбериха. Я смотрел проект «Имя Россия» и совершенно не мог понять, что это за шабаш… Я не понимаю, как можно сравнивать великого композитора и тирана?! Как можно спорить о том, кто из них достоин олицетворять Россию? Это же всё равно что патоку с виски сравнивать!
Сегодня часто можно услышать: «ах, у нас нет цензуры - это ужасно!» или «ах, у нас кругом цензура - это кошмар!». Но и те и другие упускают из виду то, что корень слова «цензура» - «ценз». Мы же сегодня потеряли все возможные цензы. В итоге наша вседозволенность дошла до полного абсурда и пошлости. И всё это невероятно осложняет ещё и отсутствие у нас национальной идеи. А без идеи нация не может полноценно существовать, развиваться. Россия, между прочим, имела идею практически на всех отрезках истории - даже в советский период.
- Все твердят: нужна идея, идея! А где и как её надо искать-то? Её кто-то должен придумать или она сама собой родится и распространится в обществе?
- Конечно, её должны придумать! Но придумать, как говорится, не «от фонаря», а с глубоким пониманием страны, народа. Это должен быть гений, желательно добрый гений. А нам сегодня остаётся только ждать, когда он придёт. Сколько мы будем ждать - не знаю. Но уверен, этот гений уже где-то есть. Беда ещё в том, что общественное сознание сейчас невероятно аморфно. Да и властители умов и сердец сегодня не те, что были, скажем, в начале ХХ века. Одно дело, когда полемизировали, искали истину Павел Флоренский и Сергей Булгаков, и совершенно другое, когда спорят Проханов с Жириновским.
- Режиссёр Владимир Меньшов в интервью «АиФ» говорил о том, что сегодня жизнь стала сложнее, но вместе с тем качественно интереснее, чем в советское время. А вы как считаете?
- Наверное, интереснее. Помню, однажды меня дети вывезли на рыбалку в Швецию. Мы искали, где бы остановиться, и обнаружили целый архипелаг сдающихся коттеджей. Никаких глухих заборов, колючих проволок. Только правила пользования коттеджем и ключи от дома на калитках висят. Ну это же повеситься можно от такой жизни! Скукотища! А у нас действительно интересно. Только страшно. Страшно за детей, за внуков, за собак. И немножечко - за себя.
- Александр Анатольевич, а у вас есть какая-либо мечта - большая или маленькая?..
- Свою мечту могу обрисовать так: я в безветренный, пасмурный, но не дождливый денёк сижу на пологом бережку тихой заводи или лучше - пруда. Вокруг ни души. Комаров тоже нет. Зато есть четыре удочки и термос с хорошим коньячком. И самое важное, чтобы в этот день был мерный клёв средней рыбы типа уклейки или подлещика. Вот такая у меня мечта…
Досье
Александр Ширвиндт родился в 1934 г. в Москве. Окончил Театральное училище имени Щукина. Играл в таких театрах, как Ленком, Театр-студия киноактёра, Театр на Малой Бронной. С 2000 г. и до настоящего времени является художественным руководителем Московского академического театра сатиры. Снялся в фильмах «Приходите завтра», «Старики-разбойники», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Вокзал для двоих», «Забытая мелодия для флейты» и др. Народный артист РСФСР.