Примерное время чтения: 8 минут
253

Денис Мацуев: «Мне нравится сумасшедший ритм моей жизни»

«АиФ. Здоровье» № 21. Благодаря вакцинации снизилась в 9 раз заболеваемость гепатитом B 21/05/2009

Молодой, энергичный, деятельный, он родился в Иркутске. Затем, поучившись в музыкальной школе, продолжил образование в Москве. Сначала в ЦМШ, став стипендиатом фонда «Новые имена», затем в Московской консерватории, в которую поступил сразу после победы на Международном конкурсе пианистов в Йоханнесбурге.

Но главная победа в его жизни произошла в 1998 году на XI Международном конкурсе имени П. И. Чайковского, после которого о пианисте Мацуеве узнал весь музыкальный мир. Сегодня Денис – организатор двух музыкальных фестивалей – «Звезды на Байкале» и Crescendo, член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, а его заслуги уже отмечены званием «Заслуженный артист РФ».

Ни дня без концерта

– Денис, как организатор музыкальных фестивалей вы делаете музыкальную погоду и на западе (фестиваль Crescendo уже до Парижа добрался), и на востоке – в своем родном Иркутске. Какой из них вам ближе?

– Разницы нет. Фестиваль Crescendo уже несколько лет проводится по всей России, а заключительный концерт проходит в одной из культурных столиц мира. В прошлом году был Париж, в этом – Тель-Авив, а в следующем году планируем провести концерт в Риме. Мы решили не засиживаться на одном месте и поэтому знакомим публику всей страны с новым поколением российских музыкантов. Это дает потрясающие результаты.

А фестиваль в Иркутске – это мой подарок родному городу и публике, которая меня воспитала. В этом году фестиваль будет проходить уже в пятый раз. «Звезды на Байкале» получили огромный резонанс, а я – удовольствие от того, что у меня все неплохо получается. Но если вдруг пойму, что организаторская работа будет как-то негативно влиять на качество моей исполнительской деятельности, я, конечно, закончу с организацией фестивалей и сконцентрируюсь на собственных гастролях. Но пока я чувствую в себе силы и не собираюсь останавливаться.

– На сколько лет вперед расписан ваш собственный гаст­рольный график?

– Ближайшие два года я точно знаю, что буду делать.

– Программа концертов предлагается или полностью зависит от вашего выбора?

– Это зависит от многих факторов. Среди них направленность фестиваля, специфика оркестра, особенности концертного зала, пожелания импресарио и, наконец, мои собственные предпочтения. Это все суммируется и выбирается репертуар.

Искусство переключаться

– Знакомство с расписанием ваших ближайших концертов вызывает трепет и уважение. Вы играете практически каждый день. Как вам удается выдерживать такие нагрузки?

– Баня – мое самое любимое снятие стресса. Но баня только настоящая русская, с вениками, протопленная по-черному, а не эти финские, которые сейчас везде. Или футбол. К сожалению, я уже не играю – времени катастрофически мало, но болеть люблю. Любимая команда – «Спартак». А недавно я познакомился с Андреем Аршавиным. Он сейчас в Англии играет в «Арсенале». Карьеру делает.

А еще, конечно, очень помогают переключиться книги, кино, театр… Последний фильм, который я посмотрел, был «Миллионер из трущоб». Честно говоря, я так и не понял, за что он получил столько Оскаров. Мне гораздо больше понравилась комедия Вуди Аллена «Вики Кристина Барселона». Аллен – большой мастер своего дела.

– А телевидение есть желание обсудить?

– Зачем вам это надо? Я разнервничаюсь, у меня поднимется давление…

– Тогда давайте о приятном. О театре, например…

– Да, я – театральный человек. Вырос, можно сказать, в Драматическом театре Иркутска, где мой папа был заведующим постановочной частью. С детства люблю запах кулис, атмосферу театра. И, конечно, я, как только выдается такая возможность, хожу на драматические спектакли и в Америке, и в Англии, и во Франции. Но, как бы ни хорошо было зарубежное театральное искусство, все же я ориентируюсь на тот театр, который был у нас. Мне посчастливилось застать лучшие моменты театральной жизни: бывать на спектаклях с участием Андрея Миронова и Иннокентия Смоктуновского и в «Современнике» тех лет. И в «Ленкоме», конечно. Но то количество театров, которое у нас сейчас есть (около сотни в одной только Москве)… Я не понимаю, куда столько! Если мы возьмем пять театров, которые я перечислил, будет вполне достаточно.

Через тернии – к звездам

– Тогда многие выпускники театральных вузов останутся без работы. К слову, музыкантов у нас в стране тоже довольно много…

– Вот я и не могу понять, зачем нам столько музыкантов! Все же понимают, что по окончании трудоустройство будет огромной проблемой для всех. Причем проблемой на государственном уровне. Понятно, скрипачи и виолончелисты могут сесть в оркестр. Но куда сядут пианисты? Меня это очень сильно волнует, и именно поэтому я и придумал фестиваль Crescendo.

Но даже этот фестиваль не сможет помочь всем. Такое количество музыкантов никакой фестиваль не поднимет. Из них по-настоя­щему талантливы 20%, остальных желательно еще в детском возрасте было бы остановить, чтобы не ранить детские души, которые, как известно, у творческих людей очень тонкие. Случается, люди из жизни уходят добровольно. Были такие случаи. Или трудятся в районной школе за 3-4 тысячи рублей. Я об этом постоянно говорю, в том числе и на Совете по культуре, куда я вхожу.

– А в чем заключаются ваши функции в Совете по культуре? Оценивать ситуацию и давать советы?

– Я, как и остальные члены совета, прихожу и говорю президенту о том, что меня тревожит.

– Может, дадите какие-нибудь рекомендации начинающим музыкантам? Все-таки вы президент Фонда «Новые имена».

– Мне кажется, в наше безумное время настоящий талант нужно ограждать от разных соблазнов. Часто родители и педагоги оказывают своим детям медвежью услугу, внушая ребенку мысли, что он – мировая звезда. Но у него же еще мозги не сформировались! И получается, что потом, достигнув пятнадцатилетнего возраста, 90% таких детей исчезает с горизонта. У меня было много таких случаев за последние годы! Человек просто разучивается играть.

– Но у юных музыкантов есть пример – Денис Мацуев. И наверняка многие из них хотели бы повторить ваш путь…

– Наша профессия настолько загадочна, что точных рецептов достижения успеха в ней нет. Да и успех у каждого, безусловно, разный. Кто-то может сидеть дома и учить фортепианный репертуар, и для него уже этого будет достаточно. А кто-то хочет выступать на сцене. Или гастролировать. Или записываться в студии без публики. Но все дело в том, что совета, как играть так, чтобы тебя везде приглашали, нет. Я могу сказать на автомате, что нужно пройти основные этапы творческого пути – школа, консерватория, конкурсы, учеба, занятия, чтение, музеи, спектакли, постоянное усовершенствование звука, образа, техники, но…

Даже после всего этого вам никто не сможет гарантировать, что у вас будет успешная жизнь. Если, конечно, мы говорим о большой международной карьере. С другой стороны, есть масса людей, фестивалей и проектов, которые помогают становлению молодых музыкантов. И Фонд «Новые имена», и фестиваль Cres­cendo делают все, чтобы найти в нашей очень талантливой стране ярких юных музыкантов. И помочь им, создать условия для развития их профессиональной карьеры.

– А к чему вам, такому успешному и востребованному, заниматься устройством музыкальной карьеры других?

– Потому что в свое время Фонд «Новые имена» помог и мне. С тех пор я рад помогать другим, хотя я и не олигарх, и не рок-звезда, и не миллионер, а просто классический пианист. И эта профессия в журнал Forbes не входит.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах