Александр Демьяненко. Кадр из фильма «Мир входящему» (1961)
Выражение «как в кино» означает что-то волшебное, обычной жизни не свойственное — и чаще всего хорошее. Но на самом деле кинематограф почти всегда показывает героев в тяжелых обстоятельствах, причем это касается не только драм или мелодрам, но и комедий. То, над чем смеются зрители, в реальности выглядит как «33 несчастья» — ещё одна идиома, которую используют для характеристики людей, буквально притягивающих неприятности.
Александр Демьяненко, разумеется, к такой категории не относился. В его жизни было и хорошее, и плохое, но всё равно вся его биография оказалась связана с Шуриком — героем комедий Леонида Гайдая, который регулярно попадает в различные передряги, из которых, впрочем, выходит победителем. В этом, кстати, экранный Шурик и реальный Демьяненко были схожи. Александр Демьяненко ушел из жизни 25 лет назад, 22 августа 1999 года.
Как попасть в историю
Наверное, Демьяненко была суждена совсем другая биография. Многие актеры его поколения — а он учился в ГИТИСе в середине 1950-х — играли в театрах, много снимались в кино, кто-то из них делал головокружительную карьеру, кто-то просто честно тянул лямку. У Демьяненко старт получился достаточно удачным — его и в труппу московского Театра имени Маяковского взяли, и до главных ролей он «дорос» достаточно быстро. Ещё во время учебы он сыграл у Александра Алова и Владимира Наумова в фильмах «Ветер» и «Мир входящему» — причем персонажей совсем не задних планов. В 1961-м ему достался и центральный герой — в комедии «Карьера Димы Горина», благодаря которой про него узнали зрители всего Советского Союза. И вот на этой высокой ноте Демьяненко уходит из Театра Маяковского, где ничего толком не играл все три года, уезжает в Ленинград и становится актером киностудии «Ленфильм».
Александр Демьяненко. Кадр из фильма «Ветер» (1958)
Такой «взбрык», в принципе, мало что значил, хотя актеры чаще совершали обратный вояж — из Ленинграда в Москву, в столичные театры и киностудии. Вот только «Ленфильм» — не «Мосфильм», картины там снимали, конечно, и много, но хитами из них становились считанные единицы. Демьяненко был востребован — «Порожний рейс», «Каин XVIII», «Государственный преступник», — но стать звездой с его ролями было почти невозможно, а о Диме Горине зрители понемногу забывали... И тут в поисках нужного типажа до Ленинграда добрался режиссер Леонид Гайдай, который уже отсмотрел чуть ли не всех мужчин-актеров подходящего возраста — пробы проходили Олег Видов, Всеволод Абдулов и Валерий Носик, а также будущий знаменитый юморист Евгений Петросян. Демьяненко Гайдаю приглянулся сразу. Тот не стал отказываться от предложения начинающего комедиографа — и буквально влип в историю советского кинематографа.
Александр Демьяненко. Кадр из фильма «Карьера Димы Горина» (1961)
«Очень хороший боксёр»
Где Гайдай взял основу для образа Шурика, толком неизвестно. Кто-то считает, что это альтер эго самого режиссера — и для этого есть все основания, они очень похожи внешне. Демьяненко в поздних интервью рассказывал, что каких-то особых смыслов в этого персонажа не вкладывал, а просто жил в предложенных условиях, то есть фактически играл самого себя. Конечно, на какие-то жертвы ему пришлось пойти — черноволосого актера перекрасили в блондина, причем чуть не сожгли кожу на голове. Но всё это окупилось сторицей — «Операция „Ы“» стала лидером советского проката 1965 года (фильм посмотрели почти 70 млн зрителей), ну а Демьяненко получил несмываемое клеймо по имени «Шурик». После выхода «Кавказской пленницы» в 1967-м (снова первое место и 76,5 млн зрителей) избавиться от этого клейма актеру было уже не суждено.
Любопытно, что Владимир Высоцкий, вспоминая о своей работе в «Карьере Димы Горина», сравнивал Демьяненко с Шуриком, который «появился на свет» на четыре года позже: «Саша Демьяненко — это вам не Шурик, в жизни он боксёр. Очень хороший боксёр, доложу я вам», — рассказывал Высоцкий.
Голос Бельмондо
Конечно, совсем без работы Демьяненко не сидел. Снимался он много, разнообразно, но далеко не в главных ролях и не в самых громких проектах. По каким-то причинам Демьяненко не стал постоянным актером Гайдая — тот позвал его ещё лишь однажды, чтобы сыграть важную, но небольшую по экранному времени роль изобретателя (по имени, разумеется, Шурик) в комедии «Иван Васильевич меняет профессию». А в 1982-м Гайдай вообще попытался сделать нового «Шурика» из актера Альгиса Арлаускаса, но оказалось, что для зрителей Шуриком может быть только Демьяненко. Другие режиссеры, похоже, тоже видели в нём исключительно Шурика. В фильмографии Демьяненко более ста ролей, сыгранных уже после «Кавказской пленницы», но выделить можно очень немногие — «Угрюм-река», «Миссия в Кабуле», «Сказки старого волшебника» да «Зеленый фургон», в котором он сыграл трагическую роль Шестакова. Много занимался дубляжом — его голосом говорят герои доброй половины актеров из Прибалтики, а также персонажи Тони Кёртиса, Омара Шарифа и Жан-Поля Бельмондо.
При этом Демьяненко всеми силами пытался не быть Шуриком — или быть не Шуриком. Он не любил, когда ему напоминают об этом герое, не смотрел те самые фильмы Гайдая, да и не был он в жизни тем общительным и деятельным человеком, которого знали и любили зрители, попавшие под очарование экранного образа. Настоящий Демьяненко редко выбирался «в люди», предпочитал одиночество и очень тяготился тем, что стал «актером одной роли». Уже в 1980-е он снова вернулся в театр — работал в Театре Комедии имени Акимова, играл серьёзные драматические роли и, кажется, нашел нужный баланс между известностью и своими потребностями, ведь пусть зрители шли «на Шурика» — на сцене они видели не героя комедий Гайдая, а самого Демьяненко.
У него и с семьей всё сложилось так, как он хотел, пусть и со второго раза. Первый, студенческий брак с театроведом Мариной Скляровой закончился разводом уже в 1970-е, а со второй женой, режиссером дубляжа на «Ленфильме» Людмилой, они прожили душа в душу более четверти века, и дочь Людмилы от первого брака Демьяненко вырастил как родную — своих детей у него не было.
Девяностые годы для многих советских звезд оказались нелегким испытанием, и Демьяненко не был исключением. Почти не стало работы в кино, но он всё равно снимался, хотя Демьяненко и критиковали за выбор проектов, особенно за сериал «Клубничка» или за «Старые песни о главном», где он снова, явно скрипя зубы, вспомнил Шурика. «Это не стыдный труд, — говорил Демьяненко про „Клубничку“. — Работа — на износ. По напряжению её можно сравнить с забоем в шахте. Но так всё-таки лучше, чем медленно умирать на койке».
Александр Демьяненко. Кадр из фильма Кафе «Клубничка» (1996)
Однажды помогла Наталья Селезнева — Лида из «Операции „Ы“» и Зина из «Ивана Васильевича...», — которая предложила вместе встречаться со зрителями — и денег заработать, и профессию не забыть. Хуже обстояли дела в театре. Новый худрук Театра комедии не нашла в составе места для Демьяненко, а он не стал унижаться и ушел работать в «Приют комедианта», где играл в спектаклях «Владимирская площадь» и «Антигона». Лишь потом оказалось, что этот конфликт закончился для Демьяненко инфарктом... У него началась тахикардия, а он всё откладывал и откладывал лечение. Лишь в 1999-м ему назначили операцию на сердце. Но назначили на осень. А он умер 22 августа. На вскрытии выяснилось, что сердце однажды уже подводило актера.
Хоронили Демьяненко не театры, а «Ленфильм», на котором он прожил почти всю свою творческую жизнь. На прощание пришло несколько десятков тысяч человек. И кто-то из них наверняка встречал Демьяненко на улицах города и раздражал напоминаниями о Шурике. Похоронен он на Серафимовском кладбище; жена Демьяненко пережила мужа на шесть лет, и сейчас они лежат рядом.
Лучшие роли Александра Демьяненко
«Зелёный фургон» — советский двухсерийный художественный телефильм по мотивам одноимённой повести А. В. Козачинского.«Зеленый фургон» (1983)
«Взрослые дети» — советская комедия 1961 года режиссёра Виллена Азарова, снятая по сценарию Валентины Спириной на киностудии «Мосфильм».«Взрослые дети» (1961)
«Порожний рейс» — советский чёрно-белый художественный фильм, поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1962 году режиссёром Владимиром Венгеровым. Картина создана по сюжету одноимённого рассказа Сергея Антонова.«Порожний рейс» (1962)
«Государственный преступник» — советский полнометражный чёрно-белый художественный фильм, поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1964 году режиссёром Николаем Розанцевым.«Государственный преступник» (1964)
«Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965) — советский комедийный художественный фильм, снятый в 1965 году режиссёром Леонидом Гайдаем. Фильм был лидером кинопроката в СССР в 1965 году и имел большой успех: его посмотрели 69,6 миллиона зрителей.«Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965)
«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» — советский художественный фильм, снятый Леонидом Гайдаем. Сценарий к картине написан Яковом Костюковским и Морисом Слободским при участии режиссёра. Съёмки проходили в 1966 году в павильонах «Мосфильма», а также в Крыму — на базе Ялтинской киностудии, на Кавказе — в районе Красной Поляны и в Абхазии — в долине озера Рица. Главные роли исполняли Александр Демьяненко, Наталья Варлей, Владимир Этуш, Фрунзик Мкртчян, Руслан Ахметов, Юрий Никулин, Георгий Вицин, Евгений Моргунов и др.«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966)
«Угрюм-река» — советский четырёхсерийный художественный фильм, поставленный на Свердловской киностудии в 1968 году режиссёром Ярополком Лапшиным. Фильм является экранизацией одноимённого романа Вячеслава Шишкова. Несмотря на большой хронометраж, фильм хорошо прошёл в кинопрокате: при тираже 970 копий посещаемость составила по 15,5 млн. зрителей на серию.«Угрюм-река» (1968)
«Мой добрый папа» — советский художественный полнометражный цветной фильм, снятый режиссёром Игорем Усовым на киностудии «Ленфильм» в 1970 году. Фильм снят по мотивам одноимённой повести Виктора Голявкина.«Мой добрый папа» (1970)
«Иван Васильевич меняет профессию» — советская фантастическая комедия 1973 года, снятая режиссёром Леонидом Гайдаем по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич». Фильм рассказывает об инженере-изобретателе Шурике, создавшем машину времени.«Иван Васильевич меняет профессию» (1973)
«Взрослые дети» — советская комедия 1961 года режиссёра Виллена Азарова, снятая по сценарию Валентины Спириной на киностудии «Мосфильм».«Взрослые дети» (1961)
«Порожний рейс» — советский чёрно-белый художественный фильм, поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1962 году режиссёром Владимиром Венгеровым. Картина создана по сюжету одноимённого рассказа Сергея Антонова.«Порожний рейс» (1962)
«Государственный преступник» — советский полнометражный чёрно-белый художественный фильм, поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1964 году режиссёром Николаем Розанцевым.«Государственный преступник» (1964)
«Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965) — советский комедийный художественный фильм, снятый в 1965 году режиссёром Леонидом Гайдаем. Фильм был лидером кинопроката в СССР в 1965 году и имел большой успех: его посмотрели 69,6 миллиона зрителей.«Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965)
«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» — советский художественный фильм, снятый Леонидом Гайдаем. Сценарий к картине написан Яковом Костюковским и Морисом Слободским при участии режиссёра. Съёмки проходили в 1966 году в павильонах «Мосфильма», а также в Крыму — на базе Ялтинской киностудии, на Кавказе — в районе Красной Поляны и в Абхазии — в долине озера Рица. Главные роли исполняли Александр Демьяненко, Наталья Варлей, Владимир Этуш, Фрунзик Мкртчян, Руслан Ахметов, Юрий Никулин, Георгий Вицин, Евгений Моргунов и др.«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966)
«Угрюм-река» — советский четырёхсерийный художественный фильм, поставленный на Свердловской киностудии в 1968 году режиссёром Ярополком Лапшиным. Фильм является экранизацией одноимённого романа Вячеслава Шишкова. Несмотря на большой хронометраж, фильм хорошо прошёл в кинопрокате: при тираже 970 копий посещаемость составила по 15,5 млн. зрителей на серию.«Угрюм-река» (1968)
«Мой добрый папа» — советский художественный полнометражный цветной фильм, снятый режиссёром Игорем Усовым на киностудии «Ленфильм» в 1970 году. Фильм снят по мотивам одноимённой повести Виктора Голявкина.«Мой добрый папа» (1970)
«Иван Васильевич меняет профессию» — советская фантастическая комедия 1973 года, снятая режиссёром Леонидом Гайдаем по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич». Фильм рассказывает об инженере-изобретателе Шурике, создавшем машину времени.«Иван Васильевич меняет профессию» (1973)
«Взрослые дети» — советская комедия 1961 года режиссёра Виллена Азарова, снятая по сценарию Валентины Спириной на киностудии «Мосфильм».«Взрослые дети» (1961)
«Порожний рейс» — советский чёрно-белый художественный фильм, поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1962 году режиссёром Владимиром Венгеровым. Картина создана по сюжету одноимённого рассказа Сергея Антонова.«Порожний рейс» (1962)
«Государственный преступник» — советский полнометражный чёрно-белый художественный фильм, поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1964 году режиссёром Николаем Розанцевым.«Государственный преступник» (1964)
«Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965) — советский комедийный художественный фильм, снятый в 1965 году режиссёром Леонидом Гайдаем. Фильм был лидером кинопроката в СССР в 1965 году и имел большой успех: его посмотрели 69,6 миллиона зрителей.«Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965)
«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» — советский художественный фильм, снятый Леонидом Гайдаем. Сценарий к картине написан Яковом Костюковским и Морисом Слободским при участии режиссёра. Съёмки проходили в 1966 году в павильонах «Мосфильма», а также в Крыму — на базе Ялтинской киностудии, на Кавказе — в районе Красной Поляны и в Абхазии — в долине озера Рица. Главные роли исполняли Александр Демьяненко, Наталья Варлей, Владимир Этуш, Фрунзик Мкртчян, Руслан Ахметов, Юрий Никулин, Георгий Вицин, Евгений Моргунов и др.«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966)
«Угрюм-река» — советский четырёхсерийный художественный фильм, поставленный на Свердловской киностудии в 1968 году режиссёром Ярополком Лапшиным. Фильм является экранизацией одноимённого романа Вячеслава Шишкова. Несмотря на большой хронометраж, фильм хорошо прошёл в кинопрокате: при тираже 970 копий посещаемость составила по 15,5 млн. зрителей на серию.«Угрюм-река» (1968)
«Мой добрый папа» — советский художественный полнометражный цветной фильм, снятый режиссёром Игорем Усовым на киностудии «Ленфильм» в 1970 году. Фильм снят по мотивам одноимённой повести Виктора Голявкина.«Мой добрый папа» (1970)
«Иван Васильевич меняет профессию» — советская фантастическая комедия 1973 года, снятая режиссёром Леонидом Гайдаем по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич». Фильм рассказывает об инженере-изобретателе Шурике, создавшем машину времени.«Иван Васильевич меняет профессию» (1973)
«Взрослые дети» — советская комедия 1961 года режиссёра Виллена Азарова, снятая по сценарию Валентины Спириной на киностудии «Мосфильм».«Взрослые дети» (1961)
«Порожний рейс» — советский чёрно-белый художественный фильм, поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1962 году режиссёром Владимиром Венгеровым. Картина создана по сюжету одноимённого рассказа Сергея Антонова.«Порожний рейс» (1962)
«Государственный преступник» — советский полнометражный чёрно-белый художественный фильм, поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1964 году режиссёром Николаем Розанцевым.«Государственный преступник» (1964)
«Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965) — советский комедийный художественный фильм, снятый в 1965 году режиссёром Леонидом Гайдаем. Фильм был лидером кинопроката в СССР в 1965 году и имел большой успех: его посмотрели 69,6 миллиона зрителей.«Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965)
«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» — советский художественный фильм, снятый Леонидом Гайдаем. Сценарий к картине написан Яковом Костюковским и Морисом Слободским при участии режиссёра. Съёмки проходили в 1966 году в павильонах «Мосфильма», а также в Крыму — на базе Ялтинской киностудии, на Кавказе — в районе Красной Поляны и в Абхазии — в долине озера Рица. Главные роли исполняли Александр Демьяненко, Наталья Варлей, Владимир Этуш, Фрунзик Мкртчян, Руслан Ахметов, Юрий Никулин, Георгий Вицин, Евгений Моргунов и др.«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966)
«Угрюм-река» — советский четырёхсерийный художественный фильм, поставленный на Свердловской киностудии в 1968 году режиссёром Ярополком Лапшиным. Фильм является экранизацией одноимённого романа Вячеслава Шишкова. Несмотря на большой хронометраж, фильм хорошо прошёл в кинопрокате: при тираже 970 копий посещаемость составила по 15,5 млн. зрителей на серию.«Угрюм-река» (1968)
«Мой добрый папа» — советский художественный полнометражный цветной фильм, снятый режиссёром Игорем Усовым на киностудии «Ленфильм» в 1970 году. Фильм снят по мотивам одноимённой повести Виктора Голявкина.«Мой добрый папа» (1970)
«Иван Васильевич меняет профессию» — советская фантастическая комедия 1973 года, снятая режиссёром Леонидом Гайдаем по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич». Фильм рассказывает об инженере-изобретателе Шурике, создавшем машину времени.«Иван Васильевич меняет профессию» (1973)
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.