Иосиф Стернин, филолог, профессор, директор Центра коммуникативных исследований ВГУ
Удивительная вещь: все говорят, что народный фольклор умирает. Но когда люди становятся старше, они начинают его любить и петь народные песни. Видимо, для понимания настоящих песен нужен определённый возраст, жизненный опыт.
В Германии меня спрашивали: «Почему русские песни очень печальные?» В самом деле, почему они кажутся иностранцам такими? Все они зачастую имеют минорный строй, но при этом очень мелодичны. Например, «Чёрный ворон», «Степь да степь кругом», «Ой, мороз, мороз»... Многие песни, которые поёт и любит народ, как бы воспевают печаль, вызванную тяготами жизни, и нелёгкую судьбу. Но это не жалоба, а констатация. Песня помогает нам преодолевать превратности и лишения. Люди поют и показывают этим: мы сильные, мы не сдались. «Чёрный ворон, я не твой!»
Потому народные песни и сохраняются через века, их поют и молодые. То же можно сказать и о советских песнях. В них есть музыкальный смысл, они отвечают нашему состоянию души. Жизнь меняется, состояние тоже, а они всё равно отвечают. Почему? Потому что они - о вечном. И каждое поколение находит в них что-то своё.
По этой причине многие авторские песни тоже становятся народными. Например, «Враги сожгли родную хату»... О том, что это музыка Матвея Блантера и стихи Михаила Исаковского, стало общеизвестно сравнительно недавно. А раньше считалось, что слова и музыка - народные… Или - «Тёмная ночь», «Катюша», некоторые песни Владимира Высоцкого, про которого многие воевавшие люди говорили: «Мы его помним, он - фронтовик, поэтому у него и песни о войне такие…» Или песня Булата Окуджавы «Нам нужна одна победа» из фильма «Белорусский вокзал», которую исполняет Нина Ургант...
Кстати, и наша бардовская песня - чисто русское явление. Она представляет собой, по сути, разговор по душам. Жанр, который есть только у русского человека.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции