Об авторе: Валерий Милашенко, бывший чернобылец; руководил подготовкой персонала АЭС; участник запуска Запорожской, Балаковской, Калининской АЭС; приглашённый профессор Оксфордского университета, вице-президент научной компании.
«Ложь — для рабов, свободные люди должны говорить правду». Ш. Монтень
Сериал «Чернобыль» взорвал (извините за ассоциации) сознание сотен тысяч людей за рубежом и того небольшого количества зрителей из России, которые умудрились посмотреть его в интернете. Все забыли о Чернобыле, а многие и не знали. Он разбередил и мою память — участника тех событий и человека, отдавшего 40 лет атомной энергетике.
Я не кинокритик, но я хотел бы поговорить о сериале как об искусстве. Как специалист и свидетель я бы мог копаться и обсуждать некоторые несоответствия в деталях, что и делают многие очевидцы. Но как человек, часто соприкасающийся с искусством в разных его проявлениях, смею утверждать, что это выдающееся произведение киноискусства, если не шедевр. Об этом говорят и его рейтинги — наивысшие за всю историю телевидения.
Как точно передана атмосфера того времени, детали быта, родные советские лица, хотя ни одного русского актера не было. А ощущение ужаса, смятения, неразберихи, дыхания смерти, отчаяния, мучительных поисков правильных решений передаётся зрителю, как будто он находится в центре событий. И как много точных образов. Есть прямые, — ну не раздевались шахтеры догола, ну не трепали они плечи своего министра грязными от угля руками, ну не пили там так много водки — есть много тонких и точных (в стиле Звягинцева).
В фильме есть полностью настоящие люди, есть собирательные образы, например, женщина-физик из Белоруссии, а есть реальные персонажи, совместившие в себе черты других коллег, такие, как главные герои: академик Валерий Легасов, Борис Щербина. Некоторые критики говорят: «Если это так, зачем давать им реальные имена?» Нет, эти и другие реальные имена должны были прозвучать. Иначе как «божьим промыслом» не назовёшь тот факт, что именно их выбрали в руководители «ликвидации». Ведь Щербина был, возможно, единственным из бюрократов его уровня, кто обладал умом, отвагой и, наконец, человечностью, то есть теми чертами, которые напрочь отсутствовали у серых и недалеких чиновников, толпящихся на самом верху.
А Легасов? Он же не был крупным специалистом в атомной энергетике, он был химиком. Но именно такой человек, «со стороны», со свежим, незамутнённым взглядом, далекий от корпоративных связей, и нужен был тогда. И это было почти чудо.
Нужно понимать, что ни один из руководителей высшего и среднего звена не мог видеть и понимать всей картины происходящего. Первое время ученые, создатели этого реактора, физики не могли понять 3 вещи:
- Причины аварии
- Природу взрыва (было ясно, что он не ядерный)
- Почему авария произошла сразу после того, как стержни управления защиты пошли вниз, заглушая реактор.
На все эти вопросы дан подробный и понятный любому зрителю ответ. И это ещё одно важное достижение фильма. В реальной жизни (после тщательного анализа) довольно скоро была выяснена причина, и об этом знали не больше 50-100 человек, включая автора, а теперь, благодаря сериалу, знают все.
Извините авторов за технические огрехи, ведь фильм на самом деле не об аварии, а о людях, о нас. О лжи и правде, о подвигах и трусости, о сплетении жизни и смерти. Да, и о Любви. Он ни в коем случае не антисоветский, наоборот, видно, как в условиях цейтнота, мощнейшей радиации, неразберихи принимались и выполнялись (часто ценой жизни) единственно правильные решения. В противном случае эта катастрофа, масштабы которой переданы в фильме с пугающей достоверностью, могла разрастись до Хиросимы. За кадром остался тот факт, что за рекордно короткий срок в этих жутких условиях было построено укрытие (саркофаг) — сложное инженерное сооружение, прослужившее надёжно десятки лет.
Вернёмся к сериалу. Ещё раз: есть в нем неточности, но нет лжи, и это главное достоинство. Именно этот фильм, а не «Движение вверх», надо показывать на Первом канале. В картине о реальных трех секундах наворотили столько лжи и псевдопатриотизма, что это вызвало возмущение родственников героев. Могли или могут ли наши кинематографисты сделать о чернобыльской аварии честный фильм? Ответ — нет. Мы видели современные русские — якобы патриотичные — блокбастеры. Нужно поздравить создателей фильма из США, Англии и Швеции с феноменальным успехом. Этот сериал попадает прямо в сердце, минуя голову.
Мне кажется, что Чернобыль, крупнейшая экологическая катастрофа ХХ века, не только оказал влияние на развитие событий у нас, да и во всем мире, но и ещё продолжается в нашей измученной стране и, к сожалению, в головах. Везде — Чернобыль.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Смотрите также:
- Павел Лунгин: в 90-е Россия была подобна дембелю, вернувшемуся из армии →
- Алексей Учитель: историю вершит череда случайностей →
- Алексей Герман-младший: нами управляют мифы! →