8029

Андрей Сидорчик: Ералаш, или Почему Бондарчуку не дали «Оскара»?

Андрей Сидорчик.
Андрей Сидорчик. АиФ

Нет смысла — нет «Оскара»

На фоне событий, связанных с освобождением Михаила Ходорковского, почти незамеченной прошла новость о том, что фильм Федора Бондарчука «Сталинград» не попал в шорт-лист картин, претендующих на «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.

Фактически американская Киноакадемия солидаризировалась с теми российскими зрителями, которые утверждали, что фильм Бондарчука ни о чем.

А ведь сколько было приложено усилий, вставлено спецэффектов, как нам говорили, «на уровне высших мировых стандартов»...

Но не сработало. А ведь фильм от России на конкурс посылали едва ли не безальтернативной основе. Мол, «Сталинград» — это лучшее, что у нас есть. Получается, наше лучшее все равно не дотягивает до лучших мировых стандартов?

На мой взгляд, дело не столько в уровне современного российского кино в целом, сколько в провале неуклюжих попыток двух маститых российских кинодеятелей — Никиты Михалкова и Федора Бондарчука — добыть себе награду американской Киноакадемии.

Оба этих режиссера в российском кино на особом положении. И положение это они использовали для создания двух самых амбициозных проектов последнего времени — «Сталинграда» и «Утомленных солнцем-2».

У обеих этих картин был огромный бюджет, государственная поддержка, самая современная техническая база и прочее, что необходимо фильму с точки зрения лучших мировых стандартов.

Не было только в них только одного — смысла. Ни Михалков, ни Бондарчуку, берясь за кино о войне, не смогли сказать о ней ничего, что действительно проняло бы зрителя.

Потому что горящие в атаке солдаты, испражняющиеся летчики и демонстрация женской груди в картине имеют смысл только тогда, когда это обусловлено сюжетом. А с сюжетом и у Бондарчука, и у Михалкова было очень и очень плохо.

Желание понравиться

И в том, и в другом фильм — огромное количество сюжетных ходов, которые являются повторением, причем неудачным, знаменитых зарубежных картин на военную тематику вроде «Спасения рядового Райана».

В сюжетах «Сталинграда» и «Утомленных солнцем» очень много такого, что у отечественного зрителя вызывает недоумение и, как минимум, вопросы. Объясняется это просто — фильмы в первую очередь должны были удивить и поразить западную аудиторию, проложив авторам путь к «Оскару».

Вот это вот — желание понравиться во чтобы то ни стало, напоминающее навязчивость нетрезвой женщины в баре, и оттолкнуло американскую Киноакадемию.

Все советские и российские лауреаты «Оскара» и номинанты на премию были фильмами, которые в первую очередь адресованы собственному зрителю, и не вызывали у него острого чувства отторжения. Даже первые «Утомленные солнцем», которые принесли «Оскар» Никите Михалкову — это была трагическая история из трагической эпохи нашей страны.

Отчего по прошествии лет Никита Сергеевич задумал снять пародию на самого себя, напрочь забыв то, что принесло ему успех — загадка.

И Михалков, и Бондарчук в своих притязаниях на «Оскар» отказались от всего, чем было сильно отечественное кино, сделав фильмы, выглядящие как плохое подражание Голливуду. Естественно, что эта имитация в Голливуде никого не впечатлила.

Басня Михалкова

Удивительно, что отец режиссера Михалкова, поэт Сергей Михалков, историю, приключившуюся с сыном и Федором Бондарчуком, много лет назад описал в басне «Слон-живописец».

Слон, нарисовав пейзаж, пригласил знакомых, которые одобрив картину в целом, указали на недостатки. Каждый в качестве недостатка увидел что-то, близкое только ему. А Слон, очень желавший понравиться, решил угодить всем.

Все пожеланья принял Слон.

Опять за краски взялся он

И всем друзьям по мере сил

Слоновьей кистью угодил,

Изобразив снега, и лед,

И Нил, и дуб, и огород,

И даже — мед!

(На случай, если вдруг Медведь

Придет картину посмотреть...)

Картина у Слона готова,

Друзей созвал художник снова.

Взглянули гости на пейзаж

И прошептали: «Ералаш!»

Мой друг! Не будь таким Слоном:

Советам следуй, но с умом!

На всех друзей не угодишь,

Себе же только навредишь.

В нашем случае Никита Михалков и Федор Бондарчук, отказавшись от традиций отечественного кино, попытались нафаршировать картину всем тем, что уже было на Западе, и должно нравиться раздающим «Оскары» экспертам. Но те, взглянув на «Утомленных солнцем» и «Сталинград» вынесли тот же вердикт, что раньше вынесли российские зрители: «Ералаш!».

Единственный верный способ получить «Оскар» — это забыть о его существовании и просто снимать хорошее кино, как в свое время делали Никита Михалков и отец Федора Бондарчука Сергей Бондарчук, получивший награду за картину «Война и мир».

Хочется верить, что современные российские кинодеятели это, наконец, поймут.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оставить комментарий (7)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество