6 ноября 1936 года родился автор легендарных фильмов «Табор уходит в небо», «Мой ласковый и нежный зверь», «Анна Павлова».
Эмиль Лотяну считается одним из самых ярких режиссёров отечественного кинематографа. В Советском Союзе было сложно найти человека, который бы не видел его фильмов «Табор уходит в небо», «Мой ласковый и нежный зверь», «Анна Павлова». Эти кинокартины были известны не только на родине, но и за рубежом, где получали многочисленные награды и одобрение западных зрителей. Но несмотря на талант и признание, знаменитому режиссёру в 90-е годы не нашлось места в российском кинематографе: полный сил и желания творить, последние 20 лет жизни Лотяну практически сидел без работы.
В день рождения режиссёра, которого называют «последним романтиком советского кино», АиФ.ru вспоминает его самые известные киноработы.
«Лаутары», 1971 год
«Лаутары» — не первая работа выпускника ВГИКа, зато именно она принесла режиссёру широкую известность. Это было красочное романтичное кино о бродячих народных музыкантах Молдавии — лаутарах. В центре сюжета лежала трогательная история любви Тома Алистара (Сергей Лункевич, Думитру Хэбэшеску) и цыганки Лянки (Галина Водяницкая, Ольга Кымпяну), которые боролись за своё счастье, но были разлучены.
«Лаутаров» высоко оценили не только в СССР, но и за рубежом, особенным успехом фильм пользовался в Италии, где получил множество наград. Для молодого режиссёра призы международного уровня значили многое, но самое главное, что благодаря этому фильму родился знаменитый тандем Лотяну и Евгения Доги: режиссёр и композитор в дальнейшем создали немало достойных картин, которые попали в сокровищницу советского кинематографа.
«Табор уходит в небо», 1976 год
После выхода фильма «Табор уходит в небо» Лотяну стал настоящей звездой. Его цыганскую драму закупили в 112 странах, в советском прокате картина также вызвала фурор: в кинотеатры и на встречи с актёрами цыгане приходили целыми таборами.
На создание знаменитой кинокартины «Табор уходит в небо» Лотяну вдохновили ранние произведения Максима Горького. В основе сюжета фильма, который начинается с попытки цыган украсть табор лошадей, лежит история любви конокрада Лойко Зобара и цыганки Рады, описанной классиком в рассказе «Макар Чудра». В 1976 году под впечатлением от фильма все девушки мечтали быть такими же роковыми красавицами, как Рада в исполнении Светланы Тома, а юноши — походить на отважного Зобара в исполнении Григоре Григориу.
Большую роль в фильме сыграли завораживающая музыка и зажигательные танцы, и чтобы картина получилась «настоящей», режиссёр и композитор Евгений Дога объездили огромное количество таборов, слушая старинные песни и собирая истории этого народа. Более того, в работе над фильмом активное участие принимали настоящие цыгане: они не только выступали в качестве консультантов, но и снимались в массовке.
Читайте также: Светлана Тома: «Стараюсь есть то, чем питались предки»
«Мой ласковый и нежный зверь», 1978 год
После окончания работы над картиной «Табор уходит в небо» у Лотяну наступил период творческого затишья, он долго искал подходящую тему для нового фильма, пока ему в руки не попалось одно из ранних произведений Чехова: «Драма на охоте». На основе повести классика режиссёр написал сценарий, в котором немного убавил страстей, но оставил «ощущение надвигающейся катастрофы». И хотя многие критики упрекали Лотяну в вольном обращении с литературным материалом и излишних цыганских мотивах, фильм стал самой зрелищной и успешной в прокате лентой по произведениям Чехова.
В 1978 году картина «Мой ласковый и нежный зверь» стала одним из лидеров проката, заняв 16 место по посещаемости: фильм посмотрели 26 миллионов зрителей. Успеху картины способствовала прекрасная игра актёров и музыка, которую специально для фильма написал Дога. Знаменитый вальс из кинофильма стал не только визитной карточкой композитора, но и культовой любовной мелодией, которую до сих пор молодожёны выбирают для своего первого свадебного танца.
Главную героиню, дочь лесничего, сыграла дебютантка, шестнадцатилетняя студентка Воронежского хореографического училища Галина Беляева, которая позже стала законной супругой режиссёра. А роли мужчин, влюблённых в Ольгу Скворцову, исполнили уже состоявшиеся советские звёзды: Леонид Марков, Кирилл Лавров и Олег Янковский.
«Анна Павлова», 1983 год
Ещё одна работа Лотяну, вошедшая в сокровищницу советского кинематографа, — это биография великой русской балерины Анны Павловой. В картине «Анна Павлова» он постарался раскрыть личную драму балерины, имя которой ещё при жизни стало легендарным. Режиссёр рассказал не только о её триумфах, но и о скитаниях, о том, как перед Гражданской войной она покинула Россию, и как мечтала вернуться на родину.
Пятисерийный фильм «Анна Павлова» был выпущен в 1983 году, в год 102-летия со дня рождения великой танцовщицы. А в 1984 году картина номинировалась на Государственную премию СССР, однако не получила её по идеологическим соображениям, зато была награждена главным призом за лучший совместный фильм и призом за значительный вклад в киноискусство на МКФ в Оксфорде.
В картине Лотяну снималась балетная труппа из Кировского театра с солистами Валентиной Ганибаловой, Маратом Даукаевым, Нелли Шляпиной. Роль Павловой исполнила актриса Галина Беляева, а знаменитую музыку специально для фильма написал всё тот же Дога.
«Скорлупа», 1993 год
После «Анны Павловой» Лотяну впал в немилость у кинематографического начальства, и ему долго не давали снимать, что не могло не расстраивать режиссёра. Он сетовал на то, что фильмы «Табор уходит в небо» и «Мой ласковый и нежный зверь» принесли Советскому Союзу миллиарды, а сам он был вынужден буквально выклянчивать деньги на новые работы. Последней из них стала трагикомедия «Скорлупа», которая, к сожалению, так и не вышла в широкий прокат. Большую часть съёмочной группы представляли молдоване, и это была музыкальная драма о жителях исторического района Кишинёва Старая Почта.
Многие считают, что последняя законченная работа Лотяну не дошла до зрителя, потому что оказалась слишком сложной. Другие же уверены, что причина неудачи кроется совсем в другом: в начале девяностых старая советская кинопрокатная структура была завалена американскими картинами или фильмами, которые разрушали образ Советского Союза, и места для доброй романтической мелодрамы «Скорлупа» просто не нашлось.