3 июня на мультимедийной платформе Okko состоится премьера сериала Александра Котта «Последствия». В центре сюжета — история бизнесмена Андрея (Александр Самойленко). Несколько лет назад он развелся с женой из-за измены и запретил ей общаться с тремя их детьми. Но у него диагностируют смертельную болезнь, жить Андрею остается несколько месяцев, и за это время он должен найти ту, кто воспитает его дочерей. Накануне премьеры «АиФ» поговорил с исполнителем главной роли о сериале, его герое, а также о воспитании и актерской карьере.
Игорь Карев, «»АиФ»: Как вы определите жанр сериала «Последствия»?
Александр Самойленко: С моей точки зрения, это очень жесткая мелодрама. Этот жанр резиновый, в него можно втиснуть что угодно, я его люблю. Люблю, когда в фильме нужно следить не за приключениями, а за чувствами человека, за тем, как ветер этих чувств носит его из стороны в сторону и полностью поглощает.
— И как вы представляете своего героя?
— У героя, которого я играл, обнаружен рак, он понимает, что ему осталось немного, и ему нужно куда-то пристроить своих детей, чтобы они не пропали после его смерти. И я играл совсем не сильного человека. Он стойкий, конечно, но не сильный, даже, наверное, слабый, чувствительный. Кроме того, из-за воспитания он ещё и обиженный человек, его постоянно гнобила мать, как можно после этого не сломаться, не знаю. В жизни я не встречал ситуаций, когда мать делает из своего сына жертву.
— А почему такой неожиданный ход с поиском опекуна на случай смерти? Старшая дочь вроде бы уже взрослая, может взять ответственность за младших на себя...
— Нет, по сюжету она еще учится, так что вряд ли ей такое доверят. Но дело даже не в том, кому оставить детей по закону, а в том, кому доверить воспитание детей. В этом смысл поисков моего героя, я думаю.
— Мне показалось, что сюжет похож на сказку о Мэри Поппинс.
— Да, пожалуй, если грубо, то это поиск некоей Мэри Поппинс, но вообще эта героиня возникает, когда нужно вывести детей из некоего болота. Здесь же нужна женщина, которая сможет заменить детям мать. Понятно, что мать заменить невозможно, особенно если жива настоящая. Но здесь скорее накладывается еще и обида моего героя на бывшую жену, которая его предала, и поэтому он пытается сделать всё, чтобы не отдать детей ей. То есть его обуревает целый комплекс чувств, дурацкие мысли, некая больная фантазия. Тем более что он действительно болен.
— У вас четверо детей, трое сыновей уже достаточно взрослые. Приходилось попадать в ситуации недопонимания с ними в жизни и как выходили из них?
— У меня с детьми хорошие отношения, но я больше наблюдал со стороны, когда они росли, так что это, наверное, результат хорошего воспитания их мам. Хотя я всегда участвовал в их жизни. Мой старший сын, кстати, снялся в этом фильме, сыграл моего персонажа в молодости. Он не актер, юрист по образованию, но я когда-то подсадил его на эту иглу, и иногда он снимается.
— Ваш второй сын Александр — тоже актер по образованию и профессии. Вам нравится, что он пошел по вашей стезе? Хотели бы её для остальных детей?
— А я не считаю актерскую профессию сложной в отношении игры или чего-то такого. Она сложна в реализации себя самого и потому очень болезненна, и у актеров, как правило, появляется большое количество комплексов. Но сумасшествие этой профессии, влюбленность в неё, которая во мне присутствует, необычна. Такой профессии больше нет: ты всё время примеряешь на себя чужие образы, даже не играя, а просто проживая жизнь чужого человека.
— У вас большая фильмография, но в ней выделяются те фильмы и сериалы, в которых речь как раз идет о воспитании детей: «Папины дочки», «Родители», «Холоп», «Последствия». Это случайно так получилось или был сознательный выбор?
— (смеется) Нет, конечно! Я выбрал эти роли не потому, что искал их, они нашли меня сами. Это, наверное, возрастное. Сначала играешь детей, потом — их родителей, а потом — дедушек и бабушек. Так что это просто череда случайностей.
— Можно только догадываться. Насколько я понимаю, «Временные трудности» сняты по реальным событиям, то есть это псевдодокументальная история, и зрители видят в ней обычную жизнь. А в случае с «Холопом» ситуация совершенно другая: это изначально комедия, воплощенная на экране фантазия сценаристов. Поэтому и правила игры, которые эти картины предлагают, разные: в одном случае — серьезные, в другом аудитории предлагается посмеяться, а не раздумывать о том, как воспитывать детей. «Холоп» не совсем про воспитание, хотя определенные нотки проскальзывают.
— В принципе, любое кино, наверное, про воспитание...
— Да, пожалуй.
— И, значит, дело в несерьезности подхода «Холопа»?
— Знаете, когда слышишь слово «несерьезно», сразу возникает ощущение, что фильм делали несерьезно. (смеется) Нет, мы делали всё серьезно. Имеется в виду подход к восприятию зрителя. В «Холопе» мы говорим, что такого быть в жизни не может, но давайте пофантазируем. И зритель фантазирует вместе с нами.
— Вам легче сниматься в комедиях или драмах?
— Я люблю сниматься в хороших проектах с хорошими режиссерами независимо от жанра. Но вообще актеру, как мне кажется, интереснее драмы, в которых нужно вызывать у зрителя чувство сопереживания. Я больше снимался в комедиях, чем в драмах, поэтому мне, пожалуй, не хватает драматических ролей. Фильмография-то у меня огромная, а по-настоящему интересные фильмы можно сосчитать по пальцам одной руки. Я не плачусь, в кино тяжело найти хороший сценарий, хорошую тему.
— А как вы выбираете проекты, в которых соглашаетесь работать?
— Скорее всего, по режиссеру. Мне очень повезло с Климом Шипенко: мы с ним нашли друг друга, и я считаю его режиссером номер один на сегодняшний день. Если Шипенко будет снимать фильм, я на двести процентов уверен, что это будет достойное и нестыдное кино. Он суперперфекционист, пока не добьется своего, он не бросит работу. Так что если я уверен в режиссере, то не обращаю внимания на недоработки в сценарии. Например, в «Последствиях» я впервые работал с Александром Коттом и получил огромное удовольствие от процесса съемок. Да и роли такие я никогда не играл, а для актера очень важно пробовать что-то новое.
— Как вы переживаете карантинные дни?
— Конечно, надоело уже сидеть на одном месте, потому что я больше привык к динамике. Но есть и положительные моменты: я много общаюсь с дочкой, которой раньше не мог уделять много времени, я начал работать над сценариями в качестве продюсера. В общем, провел время с пользой. В онлайн кино не уйдет, оно должно быть в реальности. Как онлайн-концерты: когда нет обратной связи, то это, наверное, просто крик.