Примерное время чтения: 8 минут
1961

Видели смерть, но не разучились смеяться. Советские режиссеры-фронтовики

Станислав Ростоцкий, Владимир Басов, Сергей Колосов, Юрий Озеров, Григорий Чухрай, Александр Алов, Леонид Гайдай.
Станислав Ростоцкий, Владимир Басов, Сергей Колосов, Юрий Озеров, Григорий Чухрай, Александр Алов, Леонид Гайдай. Коллаж АиФ

В советской литературе было понятие «лейтенантской прозы». К ней относили произведения о Великой Отечественной войне, написанные писателями-фронтовиками, теми, кто знал войну «изнутри». Подобное явление имелось и в советском кинематографе. Среди тех, кому довелось пройти дорогами войны, было много популярных актеров — Юрий Никулин, Зиновий Гердт, Алексей Смирнов, Анатолий Папанов, Михаил Пуговкин, Владимир Этуш, Иннокентий Смоктуновский, Георгий Юматов, Павел Луспекаев и многие, многие другие. При этом они снимались не только в военных фильмах, а своё право играть в драме тому же Никулину пришлось доказывать — поначалу его воспринимали исключительно как циркача и комедианта.

Но были в советском кино и настоящие «лейтенанты» — режиссеры, которые прошли войну, имели боевые награды и ранения. Среди них тоже были те, кто военные фильмы не снимал, но пережитый ими опыт всё равно давал о себе знать даже в комедиях.

Владимир Басов

Басов родился в 1923 году. В 1941-м, после школы, собирался поступать во ВГИК, но вместо этого отправился на фронт. Поначалу был лейтенантом интендантской службы, заведовал тылом своего подразделения; потом был командиром батареи минометов и командиром штурмовой группы. Войну Басов закончил в звании капитана, но к мечте о кино вернулся лишь в 1947-м, когда демобилизовался и всё-таки стал студентом ВГИКа.

Зрители хорошо знали Басова-актера — он охотно снимался у коллег в небольших ролях, сыграл Дуремара в «Приключениях Буратино», волка в сказке «Про Красную Шапочку», Стампа в «Приключениях Электроника». Но и сам снимал много, а в числе его режиссерских работ была «Тишина» по роману Юрия Бондарева, «Щит и меч» про военных разведчиков и «Дни Турбиных» по Булгакову.

Сергей Колосов

Колосов провоевал семь лет — с Финской войны до демобилизации в 1946 году. И хотя он был старше Басова, но в ГИТИС поступил на год позже — в 1948-м; поначалу вроде бы собирался идти по театральной стезе — он и диплом защитил, поставив спектакль в театре Советской армии, и потом устроился режиссером в Театре Сатиры. Но в итоге Колосов всё равно ушел в кино, дебютировав там драмой «Солдатское сердце» о современной на то время службе в армии. В его фильмографии были очень разные картины: экранизация Шекспира «Укрощение строптивой», драма о партизанах Брянщины «Вызываем огонь на себя», лента об операции советской контрразведки «Операция „Трест“», историческая драма «Свеаборг».

Станислав Ростоцкий

На войну Ростоцкий мог и не попасть — у него была болезнь позвоночника. Но он всё-таки был призван и отслужил рядовым два года, с 1942-го про 1944-й, когда во время одного из сражений его переехал танк. В живых он остался чудом, долго лечился, ему ампутировали ногу, он стал инвалидом второй группы. После выписки из госпиталей сразу поступил во ВГИК, как и планировал до войны, учился у Григория Козинцева. У Ростоцкого невероятная фильмография — почти каждая его режиссерская работа становилась событием. Он снял «Дело было в Пенькове», «На семи ветрах», «Герой нашего времени», «Доживём до понедельника», «Белый Бим Чёрное ухо». И, разумеется, «А зори здесь тихие» — вызывающую спазмы в горле драму о том, как пять девушек-зенитчиц во главе со старшиной остановили немецких диверсантов. Эту картину Ростоцкий посвятил медсестре, которая после того тяжелого ранения дотащила его до госпиталя и фактически спасла ему жизнь.

Юрий Озеров

Озеров тоже прослужил много — его призвали в армию в 1939-м, а демобилизовался он в 1945-м. Прошел всю войну от Москвы до Кёнигсберга и встретил победу в звании майора. После войны восстановился в ГИТИСе, затем перевелся во ВГИК; Озеров долго не мог найти собственное место в советском кино, но в конце 1960-х снял эпопею «Освобождение» — пять фильмов о том, как советские войска гнали фашистов на запад. Продолжение этой эпопеи стало делом жизни Озерова-режиссера — он снял многосерийные фильмы «Солдаты свободы» (про освобождение стран Восточной Европы), «Битва за Москву» и «Сталинград». Уже в постсоветское время Озеров перемонтировал свои картины в более подходящий для телевидения формат.

Григорий Чухрай

Чухрай тоже был призван в РККА в 1939-м, и на Великой Отечественной воевал с первого дня. Он несколько раз был ранен, Победу встретил в госпитале после очередного ранения. Окончил ВГИК, где учился у Сергея Юткевича и Михаила Ромма, а в кино дебютировал фильмом о Гражданской войне «Сорок первый». Вскоре Чухрай выпустил свой самый известный фильм о войне — «Балладу о солдате», которая была показана на многих зарубежных фестивалях и получила огромное количество престижных наград. Среди других работ Чухрая фильмы «Чистое небо» о проблеме тех, кто побывал в немецком плену, и «Трясина», которую не сразу выпустили на экран из-за цензурных ограничений.

Александр Алов

Алов был призван в армии в 1941 году, после окончания школы; он воевал под Москвой, Сталинградом и Курском, дошел до Вены. После демобилизации учился во ВГИКе, а после выпуска работал в тандеме с другим режиссером — Владимиром Наумовым. Вместе они сняли фильмы «Павел Корчагин» с молодым Василием Лановым, «Мир входящему» про самый конец Великой Отечественной, «Бег» по Булгакову и «Тегеран-43» про встречу лидеров трех держав-союзников в разгар Второй мировой в Иране.

Леонид Гайдай

Самый известный советский комедиограф был призван в РККА в июне 1941 года; в марте 1943-го он был тяжело ранен — подорвался на противопехотной мине, сильно повредил ногу и был комиссован по инвалидности. Начинал он как актер — окончил театральную студию в родном Иркутске, служил там же в театре и лишь потом поехал в Москву, чтобы поступить во ВГИК и стать режиссером. Его карьера начиналась неровно, но после выхода двух короткометражек с участием комического трио Трус-Балбес-Бывалый Гайдай нащупал свой стиль, который и сделал его натуральным хитмейкером — «Операция «Ы», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию» — эти картины до сих пор смотрят с удовольствием. Про войну Гайдай не снимал, но в той же «Бриллиантовой руке» главный герой, старший экономист в «Гипрорыбе» Семен Семенович Горбунков про ту трагедию вспоминает: «С войны не держал боевого оружия». В том кадре, кстати, были сразу два актера-фронтовика — Никулин и сыгравший милиционера Владимир Гуляев.

 
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах