1940

Великая Отечественная без красок. Как Алексей Герман снимал войну

Режиссер фильма «Двадцать дней без войны» Алексей Герман (справа) и писатель Константин Симонов (слева).
Режиссер фильма «Двадцать дней без войны» Алексей Герман (справа) и писатель Константин Симонов (слева). / Рудольф Кучеров / РИА Новости

Военное кино в советском кинематографе всегда стояло особняком. Многие режиссеры, сценаристы и актеры прошли Великую Отечественную, имели боевые ордена и медали, знали правдивую, а не парадную сторону войны и снимали фильмы, которые и сейчас выглядят честным свидетельством о том, что они пережили. Но в какой-то момент фронтовикам на смену пришло следующее поколение  те, кто родился незадолго до и вскоре после войны, кто не воевал сам, а саму войну знал лишь по рассказам своих отцов и старших коллег. Одним из первых представителей этого «невоенного» поколения был Алексей Герман.

Молодой и задиристый 

Алексей Герман был как раз из тех, кто родился незадолго до войны, в 1938 году, в семье писателя Юрия Германа. Окончил ленинградский институт театра, музыки и кинематографии, учился в мастерской знаменитого режиссера Григория Козинцева, потом работал в театрах (в том числе и в БДТ у Георгия Товстоногова), ну а в середине 1960-х оказался на «Ленфильме». В 1967-м Герман дебютировал в полнометражном кино, сняв с Григорием Ароновым фильм о метаниях царского генерала после Октябрьской революции «Седьмой спутник», а в 1971-м вышел его первый самостоятельный фильм «Проверка на дорогах».

Эту военную драму Герман снял по сценарию Эдуарда Володарского, написанному на основе произведений своего отца, а играли в ней известные актеры — Ролан Быков, Олег Борисов, Анатолий Солоницын. Но то, что должно было обернуться триумфальным дебютом, едва не стало концом карьеры молодого режиссера. «Проверку на дорогах» обвинили в антисоветской агитации и в дегероизации партизанского движения, а также в попытке смазать пропагандистский эффект от киноэпопеи Юрия Озерова «Освобождение». В общем, Герману предъявили такие обвинения, от которых в те годы практически невозможно было отмыться. Но ему удалось.

Под крылом у Симонова

В профессии Алексей Герман остался благодаря помощи тех, кто знал его раньше и кто уже работал с ним  за него заступились Товстоногов, Козинцев. А ещё одним из поддержавших его мэтров стал Константин Симонов  поэт, журналист, драматург, а в те годы ещё и секретарь Союза писателей СССР. При этом авторитет у Симонова был огромный, так что спорить с ним не стали, лишь поручили непростую миссию по перевоспитанию оступившегося кинематографиста.

«Хочу с вами снимать. Очень уважаю старых режиссёров, благодарен Столперу. Но мечтаю работать с молодым, задиристым. Подумайте об этом»,  по воспоминаниям Германа, именно этими словами встретил его Симонов.

Правда, «перевоспитание» едва вскорости не закончилось. Симонов предложил Герману снять фильм о венгерском революционере Мате Залке, погибшем в Испании в 1937-м, но режиссер в архивах раскопал много настолько неприглядного материала, что его с этого проекта вежливо «попросили»  от беды подальше. Но Симонов не сдался и предложил Герману снять фильм по его военной прозе.

Тот самый Лопатин

У Симонова был цикл повестей со сквозным главным героем — военным журналистом, майором Василием Лопатиным. Были ещё и не изданные в то время дневники, которые он вёл во время Великой Отечественной. Всё это и стало основой для сценария фильма, который согласился снимать Алексей Герман. Но главным источником стала повесть «Двадцать дней без войны», которая тогда только готовилась к печати.

Герман вспоминал, что они с Симоновым очень часто ссорились во время работы над сценарием и подбора актеров. Он напоминал поэту, что тот хотел «задиру» и получил именно такого режиссера. «“Зачем вы тогда меня ломаете?” — наседал я, когда стычки становились особенно яростными. Но парадоксальная вещь: я вдруг начал понимать, что они ему страшно нравились. И в конечном итоге не отдаляли, а сближали»,  писал Герман о процессе съемок.

Так, одним из камней преткновения стала исполнительница главной женской роли. Герман хотел пригласить Аллу Демидову, Симонов был категорически против; Демидова в картину не попала, а на пробах лучше всего показала себя Людмила Гурченко, которая в середине 70-х как раз выходила из долгого периода забвения. А вот с актером на роль Лопатина разногласий почти не было — Герман предложил Юрия Никулина, а Симонов взял и согласился.

Правда, возникли проблемы другого плана. Никулин не хотел сниматься, считал, что он совсем не похож на героя произведений Симонова; не соглашались с кандидатурой и чиновники, которые помнили комедийное амплуа актера и его не самую однозначную, но самую известную роль  хулигана и алкоголика Балбеса. Но Герман смог уговорить Никулина за счет своего напора, а с чиновниками помог Симонов.

Война  черная 

К середине 70-х проблем с цветной пленкой в СССР не было, и решение снимать именно черно-белый фильм целиком принадлежит Алексею Герману.

«Герман для полного ощущения документальности, подлинности происходящего решил снимать на черно-белой. Он сказал: “Война не имеет красок. Война — черная”. И это было правдой»,  вспоминал Юрий Никулин. 

Вообще не воевавший Алексей Герман оказался тем, кто хорошо понимает, что значит «правда войны». В конце 70-х, уже после выхода «Двадцати дней без войны», он написал большую статью под названием «Правда не сходство, а открытие» про то, как войну показывают в кино и как её нужно показывать.

«Лакировать это время [время Великой Отечественной] сейчас, создавать легенды, имея за плечами такую правду, непристойно. И наши лучшие фильмы о войне, наш золотой фонд — это уверенные шаги правды. В ней и заключена наша главная традиция»,  считал Герман. 

Но при этом он считал, что нужно делать такое кино близким зрителю, чтобы у военных фильмов была большая аудитория. Он с горечью вспоминал, что «Двадцать дней без войны» неважно прошел в прокате  премьера картины состоялась 25 апреля 1977 года, а в кинотеатрах он появился летом того же года.

«Мне ведь казалось: раз это мне близко, значит, должно быть близко и другим. Но для меня — это время моих детских воспоминаний, а для зрителя до тридцати лет — основного контингента кинотеатров — это уже время вне его личного опыта. Для восприятия это важно. И все же я верю, что наш зритель эмоционально прошибаем, если мы будем настойчивы и бескомпромиссны в нашем движении к правде»,  писал он.

Впрочем, время всё расставило на свои места. Вернулась с полки «Проверка на дорогах», достойное место в отечественном кино заняли все работы Алексея Германа, ну а «Двадцать дней без войны» считается одним из лучших фильмов о Великой Отечественной.

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество