Примерное время чтения: 11 минут
4048

Вечно молодые. Как в 50 лет сыграть Анну Каренину так, чтобы все поверили

Сюжет Легендарные актеры и режиссеры кино
Майя Плисецкая, Татьяна Друбич, Татьяна Самойлова, Татьяна Аксюта, Марина Неёлова, Наталья Гундарева.
Майя Плисецкая, Татьяна Друбич, Татьяна Самойлова, Татьяна Аксюта, Марина Неёлова, Наталья Гундарева. / www.globallookpress.com / Коллаж АиФ

Однажды Джина Лоллобриджида, одна из самых красивых актрис мирового кино, поделилась наблюдением: «Женщина, как правило, оказывается на семь лет моложе, чем утверждают ее подруги, и на пять лет старше, чем дают ей мужчины». Это в реальной жизни. А если речь идет о кино, то исполнительница главной роли может быть старше своей героини на 10, 20, а то и 25 лет. И это не будет критично — при условии, что актриса талантлива. Aif.ru выбрал актрис, которые смогли обмануть возраст.

Майя Плисецкая: на 23 года старше Карениной

Одна из самых известных и привлекательных для актрис героинь — Анна Каренина. В романе Льва Толстого Анне — 26 лет. Но эту сложную роль редко отдавали молоденьким девочкам. Так, звезда советской сцены Тамары Макарова впервые исполнила роль Анны Карениной в театре в 38 лет и играла Каренину еще без малого 20 лет. Телеверсию спектакля сняли, когда Макаровой было 55 (!) лет. И не нашлось критика, который кинул бы камень в огород актрисы. Она играла так, что зритель забывал о возрасте исполнительницы.

Майя Плисецкая, 1974 г.  / Кадр из фильма-спектакля «Анна Каренина».
Майя Плисецкая, 1974 г. / Кадр из фильма-спектакля «Анна Каренина». Фото: Коллаж АиФ/ РИА Новости (Макаров)

Пройдет время, и в роли Карениной, но уже в балете, засверкает Майя Плисецкая, которой было 49 лет на момент съемок фильма-балета. 40-минутную постановку Плисецкая режиссировала сама, музыку к ней написал супруг балерины композитор Родион Щедрин. Следом была снята и киноверсия. Костюмы для Майи в образе Анны создал знаменитый парижский модельер Пьер Карден, с которым дружила балерина. Но в титрах кино, вышедшего в 1974 году, имя известного французского кутюрье не указали. Такое распоряжение дали сверху советские чиновники. И Плисецкой пришлось извиняться перед Карденом.

А в 2009 году Каренину в кино сыграла 49-летняя Татьяна Друбич в одноименном фильме режиссера Сергея Соловьева.

Кадр из фильма «Анна Каренина» (2009). / Татьяна Друбич, 2009 г.
Кадр из фильма «Анна Каренина» (2009). / Татьяна Друбич, 2009 г. Фото: Коллаж АиФ/ РИА Новости (Михаил Фомичев)

Целых 15 лет Соловьев не мог приступить к экранизации романа из-за отсутствия денег. А выбор на главную роль Татьяны Друбич режиссер объяснил просто: он никого не умеет снимать так хорошо, как свою жену Друбич. К слову, он и открыл ее как актрису, пригласив ее в свой фильм, когда Татьяна была еще школьницей. И еще, по словам режиссера, Друбич внешне похожа на Татьяну Самойлову — эталонную Каренину советского кино. Самойловой на момент съемок был 31 год.

Кадр из фильма «Анна Каренина» (1967) / Татьяна Самойлова, 1968 г.
Кадр из фильма «Анна Каренина» (1967) / Татьяна Самойлова, 1968 г. Фото: Коллаж АиФ/ РИА Новости

Татьяна Аксюта: на восемь лет старше героини

Особняком в кино стоят роли, когда актрисам приходится играть совсем юных девушек. Порой режиссеры настолько удачно подбирают типаж, что зрители не могут поверить: героиня-школьница на самом деле — замужняя дама. Так было с известным советским фильмом «Вам и не снилось», где роль старшеклассницы Кати исполнила 24-летняя Татьяна Аксюта. Внешне хрупкая, небольшого роста Татьяна, от которой веет детской незащищенностью, на момент съемок была уже замужем за известным ныне музыкальным продюсером Юрием Аксютой. Они были однокурсниками и поженились в институте. Зрители же отказывались верить в то, что реальной Кати и не было никогда. «Что?! Актрисе 24 года? Не могу прийти в себя! Татьяна гениально сыграла первую, нежную, хрупкую подростковую любовь», — таких отзывов о фильме очень много.

Партнером Татьяны в фильме был актер Никита Михайловский, которому на момент съемок действительно было 16 лет. Была опасность, что Никита не дотянет по мастерству до Татьяны, которая уже закончила ГИТИС, имела опыт съемок в других фильмах. Но юноша если и удивлял съемочную группу, то только в хорошем смысле слова. «Как этот мальчик играл! Мы рыдали — он был совершенством! — вспоминала писательница Галина Щербакова, автор повести, по которой снимали картину. — Казалось, что юный 16-летний подросток знает о любви больше, чем его замужняя партнерша. Он не актерствовал, он просто жил в кадре, пропуская через себя все эмоции своего героя, буквально перерождаясь в него».

Татьяна Аксюта. Кадры из фильмов «Вам и не снилось...» (1980) и «Сказка странствий» (1982).
Татьяна Аксюта. Кадры из фильмов «Вам и не снилось...» (1980) и «Сказка странствий» (1982). Фото: Коллаж АиФ

Марина Неелова против Натальи Гундаревой

А бывает, что возраст актрис и их героинь в кино оказывается сродни ребусу. Так, например, произошло в «Осеннем марафоне» Георгия Данелии, где герой 48-летнего Олега Басилашвили мечется между женой-ровесницей и молодой любовницей. Актриса, игравшая в фильме любовницу, была старше актрисы, игравшей старую жену. Роль жены режиссер Данелия доверил Наталье Гундаревой, которой тогда был 31 год. А Марине Нееловой, якобы молодой машинистке, с которой герой крутил роман, было 32 года. Басилашвили хоть и согласился играть в фильме, внутренне противился сюжету как человек, который не признавал в браке интриг на стороне. О чем честно заявил съемочной группе. Изначально в роли Бузыкина Данелия видел Александра Калягина, но тот не смог принять участие в картине.

Кадр из фильма «Осенний марафон» (1979) и Марина Неёлова в 1978 г.
Кадр из фильма «Осенний марафон» (1979) и Марина Неелова в 1978 г. Фото: Коллаж АиФ/ РИА Новости (Полунин)

А женский дуэт Гундаревой и Нееловой создал режиссеру в итоге массу головной боли. Наталья Гундарева, которой предстояло сыграть женщину «за 40», все время пыталась внести правки в сценарий. В конце концов Данелия не выдержал и предложил ей когда-нибудь снять свой собственный фильм. Видела свою героиню другой и Марина Неелова. Дошло до того, что Неелова поругалась с Данелией. И почти месяц с ним не разговаривала. До тех пор, пока он не принял ее замечания.

Наталья Гундарева, 1981 г. И кадр из фильма «Осенний марафон» (1979).
Наталья Гундарева, 1981 г. И кадр из фильма «Осенний марафон» (1979). Фото: Коллаж АиФ/ РИА Новости (Макаров)

А Басилашвили, проводивший на площадке больше всего времени, сделал позже вывод: «Картина получилась о порядочном человеке, который не может предать ни одну из двух женщин. И эта интеллигентская черта губит его самого. На мой взгляд, Георгий Николаевич пытался снять картину о самом себе — ведь в каждом из нас сидит Бузыкин. И я это понял».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах