В российском онлайн-кинотеатре состоялась премьера психологического триллера «Клипот», созданного при поддержке Института развития интернета. Сериал снят кинорежиссером Сергеем Арлановым.
Борьба с несправедливостью
Героями сериала стали молодые люди, считающие, что региональные силы не справляются со своей задачей. Тогда они создают тайное общество под названием «Клипот» и занимаются шантажом.
По сюжету фрондирующая «золотая молодежь» небольшого провинциального города бунтует против авторитета своих влиятельных родителей. У них есть все, но нет главного — любви к ближним и друг к другу.
Группа молодых людей, среди которых дочь губернатора Катя Томберг (Полина Ауг), художница Черна (Женя Евстигнеева), анархист, антифашист и оппозиционный активист Павел (Олег Гаас), администратор оппозиционных Telegram-каналов Герман (Иван Мулин), а также недавно вернувшийся на родину мажор с престижным зарубежным дипломом Раевский (Евгений Романцов), решают выступить против российской власти в выдуманной Покровской области, убежденные, что региональные силы погрязли в коррупции, лжи и фальши. Но сражение за правое дело быстро выходит из-под контроля и влечет за собой жуткие последствия.
Речи, которые звучат с экрана, будто бы перекочевали прямиком из прайм-тайм передач по федеральному телевидению. По оценкам критиков, «Клипот» в своей рефлексии о власти практически цитирует Федора Достоевского, который после издания романа «Бесы» писал в дневниках о неприятной болезни, пронизывающей все слои общества.
Любовь сильнее борьбы за власть
В сериале появляется и другая сила — религиозная. Бежавший от сообщников Раевский знакомится с послушницей, которая укрывает его в монастыре: «Куда бежишь, от кого бежишь? Не от Боженьки ли?»
В этой сюжетной линии сценаристы готовы, кажется, отправить своего персонажа в истинно раскольниковское путешествие — даром что сам Раевский в одной из соседних сцен убеждает своего товарища, не совладавшего с ружьем, что Бога нет, а способность отнять жизнь делает Богом уже этого самого товарища.
Так что немудрено, чью именно сторону в «Клипоте» занимает эта третья, божественная сила. Достоевский, как известно, — столп русской национальной идеалистической культуры. Вторым таким столпом — культуры материалистической — является Николай Чернышевский, до своего ареста и помещения в Петропавловскую крепость ведший с будущим автором «Преступления и наказания» весьма интересную полемику.
Достоевский верил в исцеляющую силу любви, в то время как Чернышевский считал любовь лишь результатом, возникающим из согласия интересов, не способным определять путь человека на продолжительный период. Но примечательно, что в записках и произведениях обоих писателей можно нащупать общую нить, связывающую их мировоззрения, — высшую ценность альтруизма, проявляющегося в братстве, товариществе и взаимопомощи. А что такое самопожертвование ради других, как не самое искреннее проявление любви, которая бесконечно сильнее пресловутой конкуренции и борьбы за власть.
По-своему приходят к этой истине и персонажи «Клипота», все беды которых, по версии создателей, — от недостатка любви. Придут к ней, вероятно, и зрители, которые решатся проследить за этой полной страстей историей до финала.