Во второй половине 1980-х годов советское телевидение оказалось в весьма странном положении. Один главный канал, он же Первая программа Центрального телевидения, несколько региональных, а также несколько каналов, которые были «вторыми», вещали не целый день и содержание которых оставляло желать лучшего. Между тем страна менялась, партия провозгласила курс на гласность, ускорение и перестройку, и телевизионщики мимо этого пройти просто не могли.
В принципе, в те годы менялось буквально всё, но перемены на телевидении (собственно, на Первой программе) замечала — без преувеличения — вся страна. Вернулся «Клуб веселых и находчивых» с бессменным Александром Масляковым, а на экране всё чаще стали мелькать запретные доселе рок-группы. Проводились телемосты с США, что-то интересное стали показывать утром (этот блок сейчас называется «Доброе утро») и поздно вечером («До и после полуночи»). Появился и легендарный «Взгляд» — информационно-развлекательная передача с молодыми ведущими, которые совсем не были похожи на официозных дикторов привычного «Времени».
Сотрудники «Взгляда» и оказались теми, кто начал активный перевод советского телевидения на новые рельсы. В те годы вовсю создавались частные телекомпании. Они создали «ВИD» — «„Взгляд“ и другие». «Взгляд» уже был, а «другие» программы появились достаточно быстро.
Что там, в Америке?
В СССР, в принципе, понимали значение игрового телевизионного контента, да и собственные форматы тоже имелись (тот же «КВН» или «Что? Где? Когда?»). Но сравнивать советское разнообразие с разнообразием американским было даже неловко: в США телевидение существовало по совсем другим законам, там каналы буквально сражались за зрителей. В этой борьбе рождалось множество новых форматов игровых программ, придумать что-то своё означало победить. Ну и к тому времени, когда советские телевизионщики задумались о подобных развлечениях, на Западе всё уже было придумано. Не буквально, конечно, но своё шоу (а иногда и не одно) имелось у каждой уважающей себя и свою аудиторию телекомпании.
Продюсер Мерв Гриффин был автором нескольких телеигр, но славу и богатство ему принесли две: «Jeopardy!», которая выходит с 1964 года, и «Wheel of Fortune», запущенная в 1975-м. Первую в России адаптировали в 1994-м под названием «Своя игра». Ну а «Колесо фортуны» пришло в нашу страну сложным путем.
Как вспоминают сотрудники компании «ВИD», крестным отцом советско-российской версии «Wheel of Fortune» стал Анатолий Лысенко, который увидел её в конце 1980-х во время поездки за границу. Хотели было приобрести права, но компания King World Productions (сейчас она принадлежит корпорации ViacomCBS), держатель прав на международную дистрибуцию, отказалась от сделки. Российские телевизионщики не расстроились, а придумали собственную игру, похожую на американскую, но под действие лицензии не подпадающую. 25 октября 1990 года в эфир Первой программы Центрального телевидения СССР вышел первый выпуск капитал-шоу «Поле чудес».
Поле, полное чудес
Собственно, исходным образцом и для американского «Колеса фортуны», и для русского «Поля чудес» была простая школьная игра «Виселица». Суть игры проста: нужно отгадать слово, открывая букву за буквой. В телеверсии человечка не вешали, а его функции в какой-то мере заменял барабан: разные сектора либо приближали игрока к победе, либо отдаляли от неё, либо давали какую-то ценную награду.
Первым ведущим стал Владислав Листьев — один из «взглядовцев», который показал себя с новой, непривычной для зрителей стороны. Впрочем, аудитории такой Листьев понравился: «Поле чудес» очень быстро стало одной из самых популярных программ того времени и в какой-то степени социокультурным феноменом. Ну а для компании «ВИD» она была еще и палочкой-выручалочкой: в январе 1991 года «Взгляд» временно закрыли, а любимая народом телеигра позволила остаться и закрепиться на канале.
Первый год «Поля чудес» можно назвать пробным: тогда только искали нужную интонацию, обозначали границы дозволенного. Впрочем, это можно сказать про любую передачу того времени. Листьев, например, не собирался быть игровым ведущим на постоянной основе: уже с осени 1991 года он начал искать себе замену. Нашел Леонида Якубовича — шоумена, аукциониста и автора юмористических рассказов. Якубович, кстати, согласился не сразу, да и, по его собственным воспоминаниям, особо не верил в то, что «Поле чудес» — это надолго. Что удивительно: то же «Колесо фортуны» к тому времени спокойно шло уже 16 лет, а «Jeopardy!» — вообще четверть века.
Чудеса Якубовича
Несмотря на скепсис, Леонид Якубович очень серьезно подошел к своей новой работе. С его приходом игровая составляющая ушла на второй план. Игроки, конечно, по-прежнему крутили барабан, открывали буквы и угадывали слова. Но главными стали они сами: зрителям уже не очень важно, победит или нет очередной претендент на главный приз, гораздо важнее то, что он подарит ведущему и о чем они будут разговаривать.
Такой крутой разворот концепции без внимания, разумеется, не остался. Давно уже стали притчей во языцех различные соленья и варенья, которые дарят Якубовичу благодарные игроки, их приветы родным и близким — может, не самые творческие, но от души. Подарки ведущему дарят самые разнообразные: какие-то поделки, изделия народных промыслов, национальную одежду, собственноручно написанные картины и многое другое. Их, кстати, не выбрасывают: существует специальный музей «Поля чудес», где всё это добро трепетно хранится.
Вообще, капитал-шоу давно уже перешло в разряд передач-долгожителей, которых на отечественном телевидении не так уж и много. Причин такой их немногочисленности масса. Многие телепроекты были закрыты в начале 1990-х, когда российское ТВ окончательно смело ТВ советского времени. Другие прошли через подчас болезненные преобразования. Ушли из жизни многие ведущие советского времени, и их фактически авторские программы тоже ушли вслед за ними. В принципе, телевидение склонно меняться, но «Колесо фортуны» идет на американском ТВ (пусть и в синдикации) до сих пор и закрываться не планирует. Как и должно быть, видимо, с настоящей телеигрой.