На счету народного артиста РСФСР Сергея Никоненко порядка 250 ролей. Он играл шукшинских «чудиков» из народа в лентах «Странные люди», «Земляки», Гришку в «Дворянском гнезде» Андрея Кончаловского, Яшку в фильме Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино», водителя Афонина в фантасмагории Вадима Абдрашитова «Парад планет» и др.
В разговоре с aif.ru Никоненко высказался об украинских коллегах и признался, что в определенный момент сразу прекратил общение с украинским актером и режиссером Юрием Ильенко, когда увидел, что тот стал снимать русофобское кино и «якшается» с ярыми националистами.
«Вдруг я увидел по телевизору, как он чуть ли не в обнимку стоит с ярым националистом, - рассказал сайту aif.ru Сергей Никоненко. - И говорит про него: это мой друг. А кто его друг? Тягнибок? Самый прожженный фашист, бандеровец?!».
При этом Сергей Никоненко признался, что никогда не делил людей на национальности, и его связывала дружба со многими актерами из союзных республик. Например, Никоненко близко дружил с заслуженным артистом УССР Иваном Миколайчуком, известным по фильмам «Тени забытых предков», «Сто лет тому вперёд», «Белая птица с черной отметиной» и др.
«Иван Миколайчук рано умер, к сожалению, - рассказал порталу aif.ru Никоненко. - А вот другие... Так скажу: не смог я дальше общаться с некоторыми украинскими коллегами, увидев, как они переметнулись к националистам. Мне казалось, что это были умные, рассудительные люди... Допустим, режиссер Юрий Ильенко. Я еще по ВГИКу его помню, он чуть постарше учился. Но то, что снял про Петра I и этого предателя Мазепу, вообще за гранью добра и зла».
Никоненко отметил, что раньше в России украинского режиссера и оператора Юрия Ильенко, положившего начало украинской школы «поэтического кино», считали очень хорошим кинематографистом. Знаменитым его сделал режиссер Сергей Параджанов, пригласив в качестве оператора в свою картину 1964 года «Тени забытых предков», которая взяла Гран-при в Канне.
Но перед крахом СССР Юрий Ильенко стал непримиримым русофобом и антисоветчиком, сняв картину о советских нравах «Лебединое озеро. Зона», «Белая птица с черной отметиной», ставших хитами для украинских националистов.
Потом Ильенко очернил всю русскую историю в аляповатом памфлете о Петре Первом: в «Молитве о гетмане Мазепе» россиян зовут «москалями», Петра I - содомитом и предателем, а Мазепу - национальным героем.
Также Ильенко в интервью утверждал, что «ботфорты Петр Первый начал носить, когда увидел их на Мазепе. Он вообще одевался как украинский гетман - камзол, шейный платок. Мазепа же фактически сделал Петра царем». Так Ильенко хотел «разбередить украинское болото, смирившееся со своей вторичностью».
«Так часто бывает, что ненависть лишает человека таланта и разума», - заключил Сергей Никоненко в разговоре с сайтом aif.ru.
Напомним, режиссер Юрий Ильенко в 1960 окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская А. В. Гальперина, руководители — Б. И. Волчек, С. П. Урусевский). Дебютировал как оператор в фильме Я. А. Сегеля «Прощайте, голуби» (1960). Работал на Ялтинской киностудии, с 1963 года на киностудии имени А. П. Довженко в Киеве. Появлялся в нескольких фильмах как актёр («Улица Ньютона, дом 1», 1963). Член КПСС с 1973 года. В период независимости Украины занимал активную политическую позицию, исповедовал идеи современного украинского национализма. В последние годы жизни был членом политсовета Всеукраинского объединения «Свобода».
Ранее народный артист РФ Юрий Чернов высказался о народном артисте Украины Владимире Талашко.