В середине февраля в Москве состоялся фестиваль якутского кино, на котором были показаны фильмы «Царь-птица», «Мой убийца» и многие другие. В конце января в ограниченный российский прокат вышла лента режиссера Степана Бурнашева «Черный снег». А в феврале в широкий прокат выходит фильм режиссера Дмитрия Давыдова «Пугало», победитель «Кинотавра-2020». О феномене якутского кино и о его успехе у кинопрокатчиков АиФ.ru рассказал глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев.
— С чем, на ваш взгляд, связан успех якутского кино и интерес к нему со стороны российских кинопрокатчиков?
— Думаю, эта история только начинается. Да, путь якутского кинематографа насчитывает не один десяток лет, это была долгая дорога от фильмов только на местную тему до лент, которые могут претендовать на мировое признание. Да, есть крупные победы, Московский международный кинофестиваль, где Эдуард Новиков с фильмом «Царь-птица» забрал главный приз, а годом позже Приз зрительских симпатий выиграла картина «Надо мной солнце не садится» Любови Борисовой. В 2020 году — безусловная победа на «Кинотавре» Дмитрия Давыдова с фильмом «Пугало». Но, несмотря на такие крупные достижения, Якутии, думаю, не стоит почивать на лаврах, надо продолжать развиваться. Да, словосочетание «феномен якутского кино» известно уже по всей России. Но этот статус необходимо поддерживать, что в республике и происходит. Мы ежегодно предусматриваем до 80 млн рублей на поддержку нашего кинематографа.
Якутия сегодня — один из лидеров регионального кино в стране. В год в Якутии рождается около 10 художественных картин. Я всегда говорю, что наша уникальность и сила — это в первую очередь наша история, самобытность и люди. Их живой интерес, желание работать и развиваться в этом жанре. За эти годы выросло много квалифицированных специалистов. Очень много режиссеров и специалистов смежных профессий в сфере кино начинали работать (а многие и продолжают) в наших театрах: в Саха театре им. Ойунского, в Русском драмтеатре имени Пушкина, в театре «Олонхо», ТЮЗе. Якутия — театральный регион, это факт. Искусство классического театра стоит у истоков нашего кино, хочется, чтобы об этом знали. Эти люди стали первооткрывателями, за ними пошли остальные, так родился интерес к этой отрасли внутри творческого сегмента, а затем — и зрительского.
И если изначально интерес к якутскому кино был преимущественно внутри республики, учитывая, что наше кино снимается на якутском языке и рассказывает о понятных местным жителям темах и проблемах, то сейчас наши фильмы стали выходить на межрегиональный уровень. Интерес прокатчиков объясним тем, что именно в нашем кино соединилось главное: иной взгляд на темы и проблемы, которые кинематографисты несут зрителю. Я думаю, можно смело говорить о том, что наша культура путем киноязыка говорит о себе и вызывает интерес.
— О чем якутское кино хочет рассказать? Можно ли выделить какую-то генеральную тематическую линию? Как вы считаете, чем якутское кино уникально, чем особенно цепляет зрителя?
— Я думаю, это в первую очередь интерес к самобытности. Наши фильмы рассказывают о жизни людей, проживающих в суровом краю, в необычном для рядового зрителя климате, экстремальных условиях. Российским зрителям интересна наша нетронутая природа, отдаленность, якуты сохранили свою культуру, традиции и обычаи. В нашей культуре есть уникальное явление: эпос олонхо, многовековые традиции художественного слова народа саха. Плюс полное единение с природой, которое заложено в каждом жителе Якутии. Кинематографисты как творческие люди тонко чувствуют красоту нашего мира, уникальные характеры наших людей, они несут это через свои фильмы людям. Возможно, именно эта честность якутского кино и нравится всем зрителям и специалистам сферы кино. Добавим к этому талант наших режиссеров, их готовность развиваться. Отсюда такие картины: честные, настоящие, про людей. Может быть, этого недостает сегодняшнему кинематографу в целом?
В сфере культуры Якутии мы очень большое внимание уделяем комплексному подходу в работе, бережному отношению к правдивой истории и памяти наших истоков. Это и поддержка якутского языка, поддержка авторов, пишущих на якутском языке и языках малочисленных коренных народов Севера, создание экспозиций, полотен на местную тематику. Постановки наши театры осуществляют по произведениям наших классиков, в том числе и Русский драмтеатр, который является форпостом русской культуры, также ориентируется на северную тему. В его репертуаре есть очень успешные уникальные спектакли на тему судеб первооткрывателей Севера — Челюскина, Прончищевых, — на тему летчиков воздушной трассы «Алсиб»...
Кстати, тема первооткрывателей Севера стала интересна и федеральным кинопроизводителям, несколько лет назад вышел федеральный фильм «Первые» по пьесе и спектаклю нашего Русского драмтеатра «Созвездие Марии». Фильм, к сожалению, масштабного успеха зрителей не имел, и в республике, насколько я знаю, его сравнивали со спектаклем нашего Русского театра в пользу нашего спектакля. Но сам факт выхода темы на федеральный киноуровень, на мой взгляд, говорит об интересе к теме Севера, Дальнего Востока и взаимодействия русской культуры с культурой народа саха, коренных малочисленных народов Севера.
Плюс наша гигантская работа по продвижению бренда национального праздника Ысыаха Олонхо в республике... Мы сегодня добились большого успеха, тысячи гостей стремятся попасть на него... Все это лишь часть той большой работы, которую ведет наша отрасль культуры для сохранения памяти и той уникальной идентичности, которая интересна зрителям из других регионов. И все это в той или иной степени влияет на развитие кино внутри региона и интерес к нам со стороны прокатчиков и зрителей.
— Как поддерживается «якутский кинобум» в республике? Каковы планы по поддержке кинопроизводства в республике в 2021 году?
— Одним из итогов развития и становления якутского кино становится Якутский международный кинофестиваль (Yakutsk International Film Festival), который проводится с 2013 года. Он создан в целях развития культурного обмена, творческого сотрудничества между кинематографистами всего мира и продвижения имиджа Республики Саха (Якутия). Успешно у нас работает Союз кинематографистов Якутии, который с 1990-х годов влияет на формирование нашей уникальной киношколы со своей спецификой, стилистикой и профессиональными кадрами.
Сейчас, я повторю, по моему указу мы ежегодно выделяем до 80 млн рублей на поддержку нашего кино. Ежегодно из этой суммы будет выделяться 20 млн на поддержку конкретных проектов местных кинопроизводителей. Так, в конце 2020 года Министерство культуры и духовного развития Якутии провело конкурс среди кинопроизводителей на республиканское финансирование кинопроизводства. Общая сумма — 20 млн рублей. Субсидии выделены на финансовое обеспечение производства, реализацию творческих проектов, связанных с прокатом, показом, завершением национальных фильмов по разным направлениям (авторское, дебютное, анимационное, детское, документальное кино, экранизация произведений якутской литературы), на совместное кинопроизводство с российскими и зарубежными кинокомпаниями, продвижение фильмов на российские и международные кинофестивали, кинорынки.
В числе победителей — Дмитрий Давыдов, который выиграл 5 млн 496 тысяч рублей на детский фильм «Песни лета». Также 4 млн 994 тысячи рублей в направлении «Дебютное кино» получила Марианна Скрыбыкина за фильм «Хаар Кынат», в направлении «Экранизация произведений якутской литературы» 3 млн 196 тысяч рублей — Константин Тимофеев за фильм «Лоокуут уонна Ньургуhун», в направлении «Документальное кино» 2 млн 117 тысяч рублей получила Тамара Обутова за фильм «Кэт Марсден. Апокатастасис», в направлении «Авторское кино» 1 млн 698 тысяч рублей — Иван Сивцев за фильм «Белый ангел тундры», в направлении «Анимационное кино» 1 млн 498 тысяч рублей — Евгений Осипов за фильм «Whisper of the wind»/«Шепот ветра», в направлении «Анимационное кино» 998 тысяч рублей — Семен Ермолаев за фильм «Тойтой Боотур».
Моим указом режиссеру Дмитрию Давыдову присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Республики Саха (Якутия)». А творческой группе мы вручили сертификат на сумму 3 миллиона рублей за победу на «Кинотавре».
Есть и федеральная поддержка. Так, кинокомпания «Сахафильм» выиграла конкурс Министерства культуры России на получение 20 млн рублей для создания фильма «Не хороните меня без Ивана». Ленту в 2021 году снимет наш известный режиссер Любовь Борисова. Во второй половине 2020 года «Сахафильм» и московская киностудия ООО «Студия Автор» подписали соглашение о создании картины. Проект будущего якутского фильма впервые получает федеральную поддержку.
Также федеральные средства на конкурсной основе наш регион получает по программе «Фонда кино» национального проекта «Культура». Работу в этом направлении ведет АНО «Якутская республиканская киносеть». В конце 2020 года в Ленске, в Центре досуга и народного творчества, по этой программе у нас открылся кинозал. В зал вместимостью 44 мест установлен новый экран, а также новый комплект лазерного кинопроекционного оборудования NEC, цифровой сервер, современная звуковая система Dolby, кинобилетная система и новые комфортабельные кресла в количестве 44 штук. Это 17-й кинозал по этой программе в Якутии. Гиперцель — полностью кинофицировать республику, чтобы в каждом — даже самом северном — районе могли смотреть кино на большом экране с современным звуком.
— В Якутии вообще с большим вниманием относятся к развитию креативных индустрий. Почему в регионе, богатом природными ресурсами, такой акцент сделан на развитие несырьевой отрасли?
— Как вы заметили, Якутия с экономической точки зрения в первую очередь ассоциируется с добывающей промышленностью. И она еще долго будет основой нашей экономики. При этом, как и во всем мире, к нам пришло понимание, что развитие c опорой только лишь на сырьевую базу несет много рисков, в том числе связанных с дальнейшим развитием человеческого капитала. И мы намерены правильно использовать те возможности, которые дает наш мощнейший сырьевой сектор, чтобы начать строить новый столп экономики: несырьевой, основанный на интеллектуальном и творческом потенциале человека. Тем более что в Якутии живут действительно очень креативные люди. Мы иногда сами задаем себе вопрос: в чем же секрет, откуда появились такие способности? Возможно, оттого, что, мысля стандартно, в наших суровых условиях просто невозможно выжить. Эта креативность, например, нашла отражение в якутском кино: оно сегодня по праву стало настоящим мировым феноменом. Также могу отметить, что у нас традиционно была очень сильная математическая школа. Это вместе с нашими долгими зимними вечерами, которые словно созданы для программирования и создания новых продуктов, способствовало бурному развитию якутской IT-отрасли. Якутия сегодня — чуть ли не единственный регион России, где появилось несколько действительно значимых мировых IT-компаний.
Учитывая такой фундамент, для нас креативная экономика — уже не ряд случайных проектов и естественных процессов, а системная работа по выстраиванию новой государственной политики в этом направлении.
Якутия первой среди субъектов России на региональном уровне приняла стратегический документ в области креативной экономики: Концепцию развития креативной экономики Республики Саха (Якутия) до 2025 года. Одновременно закреплен ответственный за креативную экономику институт развития в лице Корпорации развития Якутии. Это тоже является уникальной в нашей стране практикой, где региональные корпорации развития занимаются в основном сырьевыми и инфраструктурными проектами. Мы сегодня видим, что некоторые регионы перенимают наш опыт: принимают на основе нашей концепции свои региональные НПА, законы. Для нас это очень хороший показатель.
Отличительной особенностью нашего подхода к развитию креативной экономики является упор не только на развитие креативных индустрий, но и на повышение креативной интенсивности во всех отраслях. Речь идет об увеличении доли людей, занимающихся креативной деятельностью в компаниях, и повышении их компетенций. В первую очередь — в несырьевом бизнесе, где в условиях достаточно жесткой, открытой и конкурентной борьбы за рынки роль креативного человеческого капитала обретает особое значение. Это и сельское хозяйство, и легкая промышленность, и транспорт, и торговля, и другие направления.