В прокат вышел фильм по бессмертному роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Какие места и в кино, и в книге — реальны, а что нарисовало авторское воображение? О Москве-булгаковской aif.ru рассказал главный редактор журнала «Московское наследие», член Общественной палаты города Москвы, историк, москвовед и экскурсовод Филипп Смирнов.
Трамвай на Патриарших
Одна из важнейший сцен в романе разворачивается в одном из самых известных районов Москвы — на Патриарших.
«Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина» — председатель правления МАССОЛИТа (Московской ассоциации литераторов) Михаил Берлиоз и поэт Иван Бездомный.
Ярый атеист Берлиоз отрицает существование Бога и получает предсказание от Воланда о своей скорой гибели.
«Аннушка уже пролила масло», — слышит Берлиоз и спустя всего пару минут попадает под трамвай.
Особенность и важность этой сцены о перипетиях судьбы можно понять только погрузившись в историю.
«Действительно, на Малой Бронной были трамвайные пути, но эта линия была соединительной веткой, поэтому трамваи там были редкостью», — рассказал Смирнов.
Более того, у многих современных читателей возникает вопрос: о какой такой трамвайный турникет Аннушка разбила бутылку с маслом?
«Раньше для того, чтобы снизить количество несчастных случаев с трамваем, на местах пешеходных переходов были оборудованы специальные электрические турникеты. Они приводились в действие вагоновожатым прямо из вагонов. Судя по всему, Аннушка зацепилась бутылкой за этот турникет. Так масло оказалось на путях», — пояснил москвовед.
То есть Берлиоз попадает под трамвай, который ходит по путям раз в несколько месяцев, если не реже — так и сбылось пророчество Воланда.
Реализация этой сцены из романа в вышедшем в прокат 25 января новом фильме режиссера Михаила Локшина вызывает много вопросов. Патриаршие пруды превращаются здесь в укатанную в брусчатку площадь с фонтанами, а точнее, в Московскую Площадь с фонтанами в Санкт-Петербурге.
Нехорошая квартира
Та самая «нехорошая квартира», в которой происходило действие романа Булгакова «Мастер и Маргарита», в том числе — проходил «бал сатаны», в романе находится по адресу Большая Садовая, 302-бис, пятый этаж, кв. № 50. Эта классическая коммунальная квартира коридорного типа состояла из нескольких комнат, где жили разные семьи. Сам писатель прожил в ней некоторое время, с ней связано и множество неприятных моментов: голод, нищета, развод с первой женой... Квартира упоминается и в других произведениях писателя: «№ 13. Дом Эльпит-Рабкоммуна», «Псалом», «Самогонное озеро», «Воспоминание...».
В этой квартире жили и герои романа — погибший Берлиоз, заброшенный нечистой силой в Ялту директор театра Варьете Степан Лиходеев. В неё со своей свитой вселяется Воланд.
Сейчас здесь — музей-театр «Булгаковский дом», где установлена постоянная экспозиция о жизни и творчестве Михаила Булгакова.
Прообразы мест
Уже не одно десятилетие булгаковеды и историки ищут прообразы тех самых Булгаковских мест по всей столице.
Так, например, есть предположение, что прообразом ресторана «Грибоедов», который сгорел, является Институт Машиностроения им. Благонравова в Малом Харитоньевском переулке. Там никогда не было квартир. Внутри были исследовательские мастерские, лаборатории, зал собраний, и было пространство, отданное под столовую.
«У писателей на самой ранней стадии формирования Союза Писателей были так называемые талоны на питание — это была привилегия. Писателей было много, многие из них голодали, и те из них, кто чего-то добился, могли получить такие талоны. Михаилу Афанасьевичу не повезло, талона он не получил. Поэтому ресторан и горит», — объяснил Смирнов.
В фильме же сцены в ресторане были сняты в гостинице «Ленинградская». Там на фоне зала с колоннами кутила «советская» интеллигенция под американский джаз.
А вот где снимали дом Мастера — неизвестно. Но уютный снаружи голубой деревянный русский дом с резными окнами и мрачным подвалом Мастера так и просит узнать, а был ли он на самом деле. Ответ прост: нет, не был.
«Утверждают, что дом Мастера был на Арбате, но есть версии, что он был в Пречистенской части столицы. Самого же дома не существовало, поэтому булгаковедам остается искать только его прообраз», — сказал Смирнов.
Победа социализма
Ещё одна сцена, заинтересовавшая зрителей в новом кино, — вид на Дворец Советов, который так и остался нереализованной мечтой. В 1931 году на месте предполагавшегося строительства Дворца Советов был взорван храм Христа Спасителя. На его месте должно было развернуться строительство высотного административного здания для проведения сессий Верховного Совета СССР и массовых демонстраций. Предполагалось, что высота Дворца Советов вместе с венчающей его стометровой статуей Владимира Ленина составит 415 метров.
В фильме Дворец Советов несколько раз появляется в кадре.
«Когда Булгаков начал писать свой роман в 1928 году, Храм Христа Спасителя ещё стоял на своём законном месте на Кропоткинской», — отметил историк.
Отсюда ясно одно: Дворец Советов никак не относится к Булгаковской Москве. Так что судить о том, нужно ли было рисовать этот венец победы социализма в кадре, остается зрителям.