Любые массовые мероприятия в нынешних условиях — всегда риск для организаторов. Пандемия коронавируса вносит коррективы в запланированные события, с этим уже сталкивались театры и кинотеатры, а о больших музыкальных событиях не стоит и вспоминать: стадионные концерты во всем мире не проводились с весны. С кинофестивалями тоже всё очень сложно: большая часть запланированных на 2020 год смотров либо была отменена, либо ушла в онлайн. В недолгий период конца лета и начала осени, когда эпидемия отступила, успели пройти «Горький fest», «Кинотавр» и ММКФ. Выборгский фестиваль «Окно в Европу» переехал с августа на декабрь и пройдет в формате закрытого профессионального форума.
Такой формат подразумевает отказ от некоторых традиций, которые сложились на фестивале за его 27-летнюю историю. Конечно, декабрь — это тоже своего рода традиция смотра в Выборге. Именно в этом месяце проводились первые фестивали в первые годы. Но церемония открытия была камерной, без шествия от гостиницы «Дружба» до кинотеатра «Выборг Палас» с живым оркестром и девушками-барабанщицами, которые неизменно приводили в восторг жителей города. Да и на показах конкурсных программ зрителей-горожан не будет: только гости, участники фестиваля и аккредитованные журналисты. Да, творческие встречи, пресс-конференции и другие мероприятия будут транслироваться в прямом эфире на сайте фестиваля и потом будут доступны в записи, но это не совсем та атмосфера, к которой привыкли жители Выборга и которой они, разумеется, ждали.
Президент фестиваля Армен Медведев в своем видеообращении напомнил, что «Окно в Европу» всегда дарило радость, но сейчас «год тяжелый, время трудное». «Но хорошо, что фестиваль тяжело, но дышит», — сказал он.
Председатель комитета по культуре Ленинградской области Владимир Цой порадовался, что фестиваль состоится, несмотря на все ограничения.
«Этот год крайне сложен для нас, для людей культуры. Двадцать восьмой фестиваль — это не просто традиция, это часть культурного ландшафта не только для Выборга и Ленинградской области, но и для всей России», — сказал Цой.
Символом фестиваля стал образ режиссера, сценариста и художника Сергея Параджанова, а официальным изображением — знаменитый снимок фотографа Юрия Мечитова «В полете», который очень нравился Параджанову и который тот называл «кадром века». Ну а на открытии были показаны сразу две картины: анимационная и игровая полнометражная.
«Медведь» Святослава Ушакова — это небольшой мультфильм, история медведя, который работал чучелом в ресторане на железнодорожной станции, но в поисках друга, работающего у фокусника зайца, решил сменить профессию и стал циркачом.
«Белый снег» председателя жюри основного конкурса Николая Хомерики — это история жизни знаменитой советской и российской лыжницы Елены Вяльбе. Фильм показывает основные моменты жизни главной героини: от детства в Мурманске, когда она только начала заниматься лыжными гонками на профессиональном уровне, до победы на чемпионате мира 1997 года в Норвегии. Эти гонки, на которых Вяльбе завоевала пять золотых медалей и привела российскую сборную к победе в эстафете, в картине показаны почти с документальной точностью.
Саму Вяльбе в фильме сыграли трое актрис: эту роль поделили Ольга Лерман, Полина Ватага, а также внучка Вяльбе Ангелина, которая воплотила на экране свою бабушку в детстве. В других ролях заняты Анна Уколова, Федор Добронравов, Надежда Маркина, Александр Устюгов, Екатерина Агеева, Дарья Екамасова.
«Белый снег» планируется выпустить в прокат этой зимой: премьера намечена на конец февраля.
Всего в основном конкурсе 28-го «Окна в Европу» 11 картин. Фестиваль завершится 13 декабря.