Первые же серии сериала «Зулейха открывает глаза», который режиссёр Егор Анашкин снял по роману Гузель Яхиной, вызвали споры.
Горькая правда или очернение?
Те, кому сериал понравился, отмечали бережное отношение к тексту книги, неплохую игру актёров; что создатели не пожалели денег и «картинка» получилась качественной.
Противники же восприняли этот фильм как пощёчину истории страны, нашим предкам, попытку очернить происходившее в 1930-е годы. Как написал автор телеграм-канала «Русский Демиург», «этот фильм отражает раскол в умах и сердцах. Трудно проводить линию на суверенный патриотизм, когда в год юбилея Победы выходят фильмы, показывающие, что мы стыдимся дел наших дедов, которых прославляем как победителей. Так не бывает: тут стыжусь, там горжусь. Нельзя говорить о гордости за Победу, стыдясь ценностей победителей, обшивая ежегодно трибуну Победы раскрашенной фанерой, подмигивая тем самым тем, кто сносит памятники нашим воинам и создаёт антисоветскую, а точнее, русофобскую мифологию».
«Казань, центр города. На фото – знаменитый Казанский университет, один из старейших в России. Весьма узнаваемое место. Это я неказанцам объясняю. И вот этой грязи, которая в фильме, тут не было. В те самые времена – не было! Ещё в XIX в. улица имела мощение. Здесь было чисто. И во время революции было чисто. И трамвай по улице бегал. И в 30-е годы, и в военное время было чисто. И когда Гагарин полетел – было чисто. И позже. Но вот наступил XXI в. – век высоких технологий! И сюда привезли грязь. Специально, чтобы снимать исторический сериал-эпопею, правду жизни. И размазали по улице, и сами перемазались», – возмущается блогер Татьяна Балашова.
Но кто серьёзно обиделся, так это некоторые мусульмане Татарстана. Доцент Казанского федерального университета, литературовед Милеуша Хабутдинова на своей странице в соцсети написала: «Посмотрела 2-ю серию «Зулейхи». Во время переклички ссыльных при отправке эшелона в фильме называются имена былых и современных мусульманских деятелей. В списке муфтий Оренбургского магометанского духовного собрания Мухаммедьяр Султанов (1837–1915), великий татарский историк и богослов Шигабутдин Марджани (1818–1889). Во время переклички звучат и имена наших современников: Равиля Гайнутдина – ныне председателя Духовного управления мусульман РФ, Совета муфтиев РФ; Талгата Таджуддина – ныне муфтия и председателя Центрального духовного управления мусульман РФ; Умара Идрисова – первого председателя Духовного управления мусульман Нижегородской обл. Это не стёб, это вызов всему мусульманскому сообществу». Создатели сериала уверяют, что совпадение имён – недосмотр некомпетентных помощников. Но звучат и возражения: что «это запланированная закладка с расчётом на скандал по модели «Матильды».
«Мне кажется, попытки выяснять, насколько документально выверены все детали, не совсем правильны в отношении творчества. Это не документальный фильм, а сериал, поставленный по художественному произведению. Использовать художественное произведение как учебник по истории или этнографии некорректно, – говорит министр культуры Татарстана Ирада Аюпова. – Я считаю, каждый, посмотрев фильм, имеет право сделать свои выводы. Не думаю, что режиссёр хотел кого-то унизить, включив перечисление имён известных духовных лидеров в сцену, когда высылаемых сажают в эшелон. Из архивов известно, что в Сибирь, в Казахстан в то время массово отправляли имамов, а также священнослужителей других конфессий. Государство строилось по принципу атеизма. Это элемент символизма».
Всё смешалось?
Есть в сериале и другие нестыковки.
– События сериала и реальной истории совпадают, но перемешаны, – говорит председатель красноярского общества «Мемориал» Алексей Бабий. – В фильме всё происходит во время раскулачивания (1930 г.), но некоторые события взяты из других времён: массовые аресты среди номенклатуры – 1937–1938 гг., высылка интеллигенции из Ленинграда – вообще непонятно когда (разве что «кировский поток» 1934 г., но уж никак не вместе с раскулаченными). Ляпов в книге, которая стала основой сериала, много. Например, Зулейху выселяют в январе 1930 г. по первой категории. 30 января 1930 г. вышло постановление Политбюро, а 2 февраля – приказ по ОГПУ, в которых появились эти категории. Само выселение началось в марте 1930 г.
– Действительно ли ссыльных высаживали в тайге почти без еды и инвентаря?
– Такое бывало, особенно в начале раскулачивания. Вопреки бытующему мнению, порядка в те времена часто не было – сплошь неразбериха. Прибывали толпы переселенцев, с которыми не знали, что делать. Их бросали на произвол судьбы. Всё это как раз передано в фильме. Уже потом выживших как-то организовывали, устраивали их быт.
– Сколько спецпосёлков было на Ангаре и осталось сейчас?
– Назову: Татарка, Дворец, Она-Чунск. Кстати, автор не различает спецпосёлок и лагерь: у неё в спецпосёлке охрана из расчёта один охранник на десять спецпоселенцев и охрана водит спецпоселенцев на лесоповал под конвоем. Это не имеет никакого отношения к реальности.
Точное количество спецпосёлков во всём Красноярском крае трудно назвать, не ко всем архивам есть доступ. Но их были сотни. Официально в крае реабилитировано 600 тыс. спецпереселенцев, но далеко не все получили справки. В 90-е годы их мог получить заявитель только на себя и своих родителей, а семьи-то были большими – по 7–10 человек. Часть учётных записей с данными ссыльных крестьян была уничтожена ещё в 50-е. По нашим оценкам, переселенцев было не меньше 1 млн человек.
– Автор романа Яхина в интервью говорила, что в основу романа легли воспоминания её бабушки-татарки, жившей в Пит-Городке, которого уже нет на карте. История этого поселения – тоже история ссыльных?
– Да, и там тоже. Вообще, Красноярский край входил в тройку самых ссыльных регионов СССР. У нас в любой населённый пункт ткни – и можно писать его ссыльную историю.