Примерное время чтения: 6 минут
493

На что в «Зулейхе» закрыли глаза. Почему сериал погрешил против истины?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. Больницу на 900 мест построили с нуля меньше чем за месяц 22/04/2020
«Казань, центр города. Знаменитый Казанский университет – один из старейших в России. Но этой грязи здесь никогда не было. Её привезли с собой создатели фильма. И размазали по улице, и сами перемазались».
«Казань, центр города. Знаменитый Казанский университет – один из старейших в России. Но этой грязи здесь никогда не было. Её привезли с собой создатели фильма. И размазали по улице, и сами перемазались». Кадр youtube.com

Первые же серии сериала «Зулейха открывает глаза», который режиссёр Егор Анашкин снял по роману Гузель Яхиной, вызвали споры.

Горькая правда или очернение?

Те, кому сериал понравился, отмечали бережное отношение к тексту книги, неплохую игру актёров; что создатели не пожалели денег и «картинка» получилась качественной.

Противники же восприняли этот фильм как пощёчину истории страны, нашим предкам, попытку очернить происходившее в 1930-е годы. Как написал автор телеграм-канала «Русский Демиург», «этот фильм отражает раскол в умах и сердцах. Трудно проводить линию на суверенный патриотизм, когда в год юбилея Победы выходят фильмы, показывающие, что мы стыдимся дел наших дедов, которых прославляем как победителей. Так не бывает: тут стыжусь, там горжусь. Нельзя говорить о гордости за Победу, стыдясь ценностей победителей, обшивая ежегодно трибуну Победы раскрашенной фанерой, подмигивая тем самым тем, кто сносит памятники нашим воинам и создаёт антисоветскую, а точнее, русофобскую мифологию».

«Казань, центр города. На фото – знаменитый Казанский университет, один из старейших в России. Весьма узнаваемое место. Это я неказанцам объясняю. И вот этой грязи, которая в фильме, тут не было. В те самые времена – не было! Ещё в XIX в. улица имела мощение. Здесь было чисто. И во время революции было чисто. И трамвай по улице бегал. И в 30-е годы, и в военное время было чисто. И когда Гагарин полетел – было чисто. И позже. Но вот наступил XXI в. – век высоких технологий! И сюда привезли грязь. Специально, чтобы снимать исторический сериал-эпопею, правду жизни. И размазали по улице, и сами перемазались», – возмущается блогер Татьяна Балашова

Но кто серьёзно обиделся, так это некоторые мусульмане Татарстана. Доцент Казан­ского федерального университета, литературовед Милеуша Хабутдинова на своей странице в соцсети написала: «Посмотрела 2-ю серию «Зулейхи». Во время переклички ссыльных при отправке эшелона в фильме называются имена былых и современных мусульмански­х деятелей. В списке муфтий Оренбургского магометанского духовного собрания Мухамме­дьяр Султанов (1837–1915), великий татарский историк и богослов Шигабутдин Марджани (1818–1889). Во время переклички звучат и имена наших современников: Равиля Гайнутдина – ныне председателя Духовного управления мусульман РФ, Совета муфтиев РФ; Талгата Таджуддина – ныне муфтия и председателя Центрального духовного управления мусульман РФ; Умара Идрисова – первого председателя Духовного управления мусульман Нижегородской обл. Это не стёб, это вызов всему мусульманскому сообществу». Создатели сериала уверяют, что совпадение имён – недосмотр некомпетент­ных помощников. Но звучат и возражения: что «это запланированная закладка с расчётом на скандал по модели «Матильды».

«Мне кажется, попытки выяснять, насколько документально выверены все детали, не совсем правильны в отношении творчества. Это не документальный фильм, а сериал, поставленный по художественному произведени­ю. Использовать художественное произведение как учебник по истории или этнографии некорректно, – говорит министр культуры Татар­стана Ирада Аюпова. – Я считаю, каждый, посмотрев фильм, имеет право сделать свои выводы. Не думаю, что режиссёр хотел кого-то унизить, включив перечисление имён известных духовных лидеров в сцену, когда высылаемых сажают в эшелон. Из архивов известно, что в Сибирь, в Казахстан в то время массово отправляли имамов, а также священнослужителей других конфессий. Государство строилось по принципу атеизма. Это элемент символизма».

Всё смешалось?

Есть в сериале и другие нестыковки.

– События сериала и реаль­ной истории совпадают, но перемешаны, – говорит председатель красноярского общества «Мемориал» Алексей Бабий. – В фильме всё происходит во время раскулачивания (1930 г.), но некоторые события взяты из других времён: массовые аресты среди номен­клатуры – 1937–1938 гг., высылка интеллигенции из Ленинграда – вообще непонятно когда (разве что «кировский поток» 1934 г., но уж никак не вместе с раскулаченными). Ляпов в книге, которая стала основой сериала, много. Например, Зулейху выселяют в январе 1930 г. по первой категории. 30 января 1930 г. вышло постановление Политбюро, а 2 февраля – приказ по ОГПУ, в которых появились эти категории. Само выселение началось в марте 1930 г.

– Действительно ли ссыльных высаживали в тайге почти без еды и инвентаря?

– Такое бывало, особенно в начале раскулачивания. Вопреки бытующему мнению, порядка в те времена часто не было – сплошь неразбериха. Прибывали толпы переселенцев, с которыми не знали, что делать. Их бросали на произвол судьбы. Всё это как раз передано в фильме. Уже потом выживших как-то организовывали, устраивали их быт.

– Сколько спецпосёлков было на Ангаре и осталось сейчас?

– Назову: Татарка, Дворец, Она-Чунск. Кстати, автор не различает спецпосёлок и лагерь: у неё в спецпосёлке охрана из расчёта один охранник на десять спецпоселенцев и охрана водит спецпоселенцев на лесоповал под конвоем. Это не имеет никакого отношения к реальности.

Точное количество спецпосёлков во всём Краснояр­ском крае трудно назвать, не ко всем архивам есть доступ. Но их были сотни. Официально в крае реабилитировано 600 тыс. спецпереселенцев, но далеко не все получили справки. В 90-е годы их мог получить заявитель только на себя и своих родителей, а семьи-то были большими – по 7–10 человек. Часть учётных записей с данными ссыльных крестьян была уничтожена ещё в 50-е. По нашим оценкам, переселенцев было не меньше 1 млн человек.

– Автор романа Яхина в интервью говорила, что в основу романа легли воспоминания её бабушки-татарки, жившей в Пит-Городке, которого уже нет на карте. История этого поселения – тоже история ссыльных?

– Да, и там тоже. Вообще, Красноярский край входил в тройку самых ссыльных регионов СССР. У нас в любой населённый пункт ткни – и можно писать его ссыльную историю. 

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах