Российские кинематографисты понемногу вспоминают, что значит снимать кино про подростков. Пример для подражания у них, правда, один — советское кино, в котором были лето, красные галстуки, пионерские лагеря и игра «Зарница». По понятным причинам из всего этого набора сейчас осталось только лето, но и его хватило создателям комедии «Молодой человек», чтобы попытаться восстановить атмосферу праздника — хотя и густо замешанную на деньгах.
Ваня Ревзин в бытность школьником не участвовал в простых детских развлечениях. Строгая мама (Ксения Кутепова) заставляла его заниматься с репетиторами, убеждая сына, что в будущем все старания окупятся. Но уже во время ЕГЭ мамины слова превратились в ложь — одноклассник-двоечник Коля сумел набрать невероятные 100 баллов, хотя ничего не учил, зато сумел списать. Да и во взрослой жизни у Вани (Павел Табаков) всё не слава богу. Он должен выплачивать огромный ипотечный кредит, его увольняют из банка, в котором он работает, чтобы освободить место знакомой начальника, его бросает жена, денег нет и перспектив никаких.
Отчаявшийся Ваня видит по телевизору интервью того самого Коли (Данила Козловский). Тот превратился в успешного бизнесмена, миллионера и филантропа, а одной из его причуд стала организация летнего лагеря для старшеклассников с викториной и огромной наградой за победу — приз составит целых 10 миллионов рублей. И Ваня, который в свои тридцать выглядит как подросток, решает побороться. Он подделывает документы, получает заветную путевку — но уже после первого тура понимает, что нынешние школьники гораздо смышленее его.
Дебютный полнометражный фильм сценариста «Караморы» Александра Фомина честно выдерживает все заданные на старте параметры. Это действительно комедия с элементами лирики, она про подростков, а вожатые там носят красные галстуки — словно напоминая, что нечто подобное могло происходить и лет сорок назад. Конечно, тогда вряд ли удалось бы построить сюжет на вездесущих приметах нашего времени — коррупции и откатах, но вот кумовство вполне могло быть. «Такого дяди племянница» Митрофанова появилась ещё у Элема Климова в его бессмертной ленте «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен».
В «Молодом человеке» есть и забавные гэги, и шутки — в том числе на грани фола, которые режиссеры советского времени всё-таки себе не позволяли. Но это тоже примета времени — фильм Фомина очевидно рассчитан на аудиторию «Тик-Тока», для которых в подобных сюжетах ничего пошлого как бы и нет. Правда, для той же аудитории соцсетей история с распилом бюджета будет не слишком интересна — а ей в «Молодом человеке» уделено слишком много времени.
В целом «Молодой человек» показывает совсем иной подход к кино для юной аудитории, чем, например, недавний «Артек», в котором слишком явно видна ностальгия по старым добрым временам, когда вода в Черном море была теплой, а камни на крымских пляжах — не слишком острыми. В картине Фомина ностальгией пахнет если только подспудно: мол, при СССР никто не позволил бы так издеваться над детьми, которые искренне рассчитывали на победу — и речь не про персонажа Табакова. Впрочем, именно в Советском Союзе сняли «Чучело» и ещё сонм детских фильмов про то, что отношения даже в детском коллективе могут быть далеко не безоблачными. Ну а если в эти отношения вмешиваются взрослые, то всё зависит лишь от доброго фея, который и чек оперативно обналичит, и всем воздаст по заслугам.