Понять то, что у нас происходит на культурном фронте на фоне СВО, решительно невозможно. Стоит обратить внимание на одни странные вещи, как вслед за ними возникают другие.
Освобождение от кольца
27 января ежегодно отмечается полное снятие блокады Ленинграда.
14 января 1944 года войска Ленинградского фронта начали операцию под кодовым названием «Январский гром». Части 2-й ударной армии атаковали противника с Ораниенбаумского плацдарма.
К 17 января войска 2-й ударной и 42-й армий Ленинградского фронта своими действиями поставили гитлеровскую группировку под угрозу полного окружения. Немцы начали спешный отход, бросая тяжелое вооружение.
К концу января 1944 года войска Ленинградского фронта во взаимодействии с войсками Волховского фронта нанесли тяжелое поражение 18-й немецкой армии и создали предпосылки для дальнейшего наступления. Задача полного снятия блокады Ленинграда была решена.
21 января 1944 года командующий Ленинградским фронтом Леонид Говоров и глава партийной организации Ленинграда и Ленинградской области Андрей Жданов обратились к Иосифу Сталину:
«В связи с полным освобождением г. Ленинграда от вражеской блокады и от артиллерийских обстрелов противника просим разрешить:
- Издать и опубликовать по этому поводу приказ войскам фронта.
- В честь одержанной победы произвести в Ленинграде 27 января с/г в 20:00 часов салют двадцатью четырьмя артиллерийскими залпами из трехсот двадцати четырех орудий».
Дневник, которого не было
Для города на Неве, да и для всей страны 27 января 1944 года стало одной из самых важных военных дат.
И неудивительно, что к ней различные телеканалы готовят специальные программы, а также показ фильмов, посвященных блокаде.
27 января 2023 года государственный канал «Культура» решил предложить своим зрителям фильм «Блокадный дневник». И этот выбор не может не вызывать недоумения.
Снятый в 2020 году фильм режиссера Андрея Зайцева вызывает очень много вопросов. И дело не во вкусе. В интервью «Российской газете» режиссер Зайцев заявляет: «Это документальная реальность. Я писал сценарий, основываясь на “Дневных звездах”, свидетельствах “Блокадной книги” и воспоминаниях Даниила Гранина. И никогда не позволил бы себе что-то сфантазировать на тему блокады. Это святая тема, и все, что есть в фильме, — воспоминания переживших блокаду. И у Гранина, и у Берггольц, и в дневниках блокадников есть подробное описание города зимой 1941 года — самой лютой, когда от мороза и голода погибло очень много людей. Потом научились как-то налаживать жизнь, еды стало больше, и в более поздних съемках улицы выглядят не так убийственно. А первый год — самый страшный. В декабре отключили электричество, операторы сдали камеры, и этой жестокой зимы почти нет ни на фото, ни в кинохронике».
Здесь неверно практически все. Документальные съемки блокадного Ленинграда, фотосъемки зимы 1941-1942 годов проводились. В советские годы не все эти фотоматериалы были доступны, но сейчас желающие могут с ними познакомиться.
Историк Баир Иринчеев, разбирая буквально поминутно картину в видеооблоге переводчика Дмитрия Пучкова, продемонстрировал и фотографии первой блокадной зимы, свидетельствующие: ни сам город, ни его жители не выглядели так, как это показывает Зайцев.
Главное отличие — Ленинград всегда оставался городом живых, сражающихся людей, а не городом обреченных.
Более того, авторы принципиально исказили дневник Ольги Берггольц, на котором фильм базируется. Там, где Берггольц показывала живой город и взаимопомощь ленинградцев, «Блокадный дневник» демонстрирует горы мертвецов, живых зомби, корыстолюбивых негодяев-мародеров, намекает на каннибализм.
Приз от «испуганных патриотов»
На 42-м Московском международном кинофестивале «Блокадный дневник» получил главный приз. Вручал его глава жюри Тимур Бекмамбетов, с началом СВО уехавший из страны в первых рядах. Роскошные рецензии картине давал признанный иноагентом кинокритик Антон Долин, также сбежавший из России и открыто поддержавший нацистский режим на Украине. Подобный список восхищенных «Дневником» можно продолжать.
Но вопрос даже не в этом. Но нормально ли, когда федеральный канал считает необходимым показывать, очень мягко говоря, спорную картину в День снятия блокады?