Расположенный на маршруте Золотого кольца Ростов — весьма кинематографичный город. Многие вспомнят, что именно здесь, в древнем Кремле, снимались сцены из комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Но старые улицы Ростова, застроенные фактурными двухэтажными домами, послужили декорациями и для многих других картин — среди них «Тридцать три» и «Афоня» Георгия Данелия, «Руслан и Людмила» Александра Птушко, «Трактир на Пятницкой» и недавние сериалы «Котовский» и «Раскол». А сейчас в Ростове и его окрестностях снова снимают кино — на этот раз с немцами.
Застрявший мотоцикл
Действие происходит уже в темноте. По одной из улочек села Поречье-Рыбное в свете прожектора движется одинокий человек; он слышит шум мотора и быстро прячется в кустах на обочине. А из-за поворота выезжает мотоцикл с коляской — и мимо проезжает немецкий патруль. Звучит команда «Стоп! Снято!», и всё вокруг приходит в движение. Мотоцикл разворачивают, он снова уезжает за поворот, а спрятавшийся человек снова выбирается на дорогу и готовится к следующему дублю. Впрочем, повторная съемка этой сцены задерживается по объективным причинам: мотоцикл — настоящий раритет, относящийся к 40-м годам прошлого века, и по привычке русские морозы переносит плохо. Завести его сразу не получается, и съемочная группа думает, как быть дальше.
Матрона и Сталин
Фильм, который снимается в Ростове, называется «Мария» и основан на легенде о встрече Сталина со старицей Матроной Московской осенью 1941 года, когда фашисты стремились захватить столицу СССР. Линия фронта тогда проходила совсем рядом с городом, многие учреждения и заводы уже были эвакуированы, а на улицах строили баррикады. На той встрече Матрона посоветовала главе государства привезти в Москву чудотворную икону — она поможет остановить врага и спасти город.
Достоверных данных, которые подтверждали бы эту легенду, нет. О встрече, например, известно лишь из воспоминаний знакомой Матроны Зинаиды Ждановой; этот эпизод не вошел в канонический текст жития блаженной Матроны как недостоверный. Тем не менее легенда существует, есть и те, кто верит в то, что именно облет Москвы на специальном самолете, который вёз икону, помог остановить немецкую армию. Впрочем, в мифе есть разночтения, например, и в том, какая именно икона была использована. Так, Тихвинская икона Божией Матери, о которой идет речь в фильме, во время войны осталась на оккупированной территории, была захвачена немцами и в Россию вернулась только в 2004 году.
Замаскированная современность
Но фильм не напрасно называется «Мария». У Старицы — или Матроны (актриса Ольга Лапшина) — в картине совсем немного экранного времени. Главная же героиня — Мария Петрова (эту роль играет актриса Мария Луговая); она служит в НКВД, атеистка, давно отреклась от расстрелянного отца-священника и не верит в чудеса, которые молва приписывает Матроне. Но начальство дает ей задание — принести в Москву икону Тихвинской Божией Матери, которая находится в тайнике в том храме, где служил отец Марии. Храм остался на захваченной немцами территории, поэтому в помощь Марии выделяется диверсионная группа во главе с Сержантом (Илья Малаков). Добыть икону удается быстро, но теперь нужно вернуться к своим; а за группой увязался отец Владимир (Артур Смольянинов), который не может просто отдать реликвию.
Снимает картину режиссер Вера Сторожева (сериал «Шифр»), а сценарий написала Елена Райская («София», «Хождение по мукам», «Конец сезона»).
Съемки фильма проходили в самом центре Москвы — виды осажденного города снимали в Хохловском переулке, который был на три дня перекрыт для движения; там даже отключили городское освещение и архитектурную подсветку зданий.
Но многие сцены остались как раз для Ростова и его окрестностей — ему пришлось на время стать тем зафронтовым городком, в который отправляются диверсанты за иконой. Например, сцены в храме снимали в настоящей ростовской церкви Вознесения, известной с XVI века. Конечно, приметы времени, например заборы или сараи из современных материалов, пришлось маскировать; для этого были специально заказаны ивовые щиты, которые и закрывают возможные анахронизмы от вездесущей камеры.
Фильм о Марии
По словам авторов фильма, они не собираются продвигать одну из версий в качестве основной.
«Мы знаем, что Москва была спасена — это факт, — напомнила в беседе с „АиФ“ продюсер „Марии“ Наталья Иванова. — И моё однозначное мнение — это случилось благодаря героизму солдат и ополченцев, именно эти две силы и остановили немцев, которые были практически у ворот города. Но верующие люди имеют право думать, что помогла ещё и икона — это, наверное, помогает им в вере. И я не исключаю и того, и другого».
И хотя мы живем в жестком реализме, говорит продюсер, но ходим в церковь, ставим свечи и просим помочь близким.
«Всё это очень переплетено, так что никакой однозначности быть не может. Поэтому мы не ставим жирной точки на этой истории, а предлагаем зрителям подумать над ней», — заключила Иванова.
Съемочный период картины завершится совсем скоро — в феврале 2021-го. Предполагается, что выход «Марии» будет приурочен к юбилею битвы под Москвой — в этом году исполняется 80 лет со времени ожесточенных сражений на подступах к столице и контрнаступлению советских войск в начале декабря 1941 года.