Примерное время чтения: 5 минут
2239

Они снимают за Родину? На кого работают наши творцы

"Мария. Спасти Москву", кадр из фильма. http://www.youtube.com/

Вопрос о том, что имеет ценность и важность для России в новых условиях, а что нет, становится принципиальным. И, как обычно, более всего споров возникает вокруг «инженеров человеческих душ». 

«Если они имеют художественную и нравственную ценность»

Глава Союза кинематографистов России Никита Михалков обратился к премьер-министру РФ Михаилу Мишустину с просьбой об отсрочке от мобилизации для граждан, которые задействованы в производстве национальных кинопроектов. 

«Я не прошу ни для кого освобождения от армии, я говорю только о том, чтобы съёмочные процессы, запущенные (и в основном на государственные деньги) в случае, если они действительно имеют художественную и нравственную ценность, были закончены и пришли к зрителям. Именно на этот период я прошу дать отсрочку тем, без кого эти проекты не могут быть закончены», — цитирует Михалкова ТАСС.

Напомнил он и об опыте Великой Отечественной: «Кинооператоры, снимавшие великую хронику на передовой, актёры, режиссёры, сценаристы, которые работали над фильмами, помогающими солдатам воевать, а народу пережить все тяготы войны, концертные бригады, выступавшие как на передовой, так и в госпиталях, — все они вместе со своим народом делали одно дело. Так вот, памятуя обо всём этом, большинство моих коллег-кинематографистов всех возрастов готовы всячески помогать своей стране в этот тяжёлый момент».

Кино для фронта — кино для победы: как это было

Это абсолютная правда. В 1941 году артиста Владимира Зельдина, собиравшегося отправиться на борьбу с гитлеровцами, буквально сняли с поезда, отправив на съемки картины «Свинарка и пастух».

В самый разгар сражений на «Мосфильме» Иван Пырьев снимал картину «В шесть часов вечера после войны».

В 1944 году на экраны вышел фильм «Зоя» — экранизация истории подвига Зои Космодемьянской.

А еще были «Радуга», «Машенька», «Два бойца», «Иван Грозный»… Это не считая «Фронтовых киносборников» и документальных лент.

В общем, советский кинематограф в то время сражался за Родину и вносил в свой вклад в победу. А готовить общество к испытаниям на великих исторических примерах кинематографисты стали еще раньше — «Александр Невский» вышел на экраны в 1938 году, «Суворов» — в январе 1941-го.

И вот здесь неизбежно встает вопрос: что сопоставимого создали за последние годы российские кинематографисты?

Дрифт на танках, булочка и икона

Не будем даже погружаться в историю, возвращаясь к михалковскому «Предстоянию» и «Сталинграду» Бондарчука. Что было создано за последнее время такого, что сейчас заставило бы молодых парней понять, что надо защищать Родину?

«Т-34» с Петровым, где концлагерь похож на дом отдыха, немцы полны благородства, а само сражение — не смертельная схватка, а этакий дрифт на танках?

«Танки», где подвиг конструктора Михаила Кошкина превратили в дешевый водевиль?

«Девятаев», чей режиссер решил оправдать предательство и переход на сторону гитлеровцев, а потом сам же сбежал из страны в первые же дни специальной военной операции?

«Зоя», где из комсомолки Космодемьянской слепили христианскую мученицу за «булочку и трамвайчик»?

А в декабре 2021 года публику угостили шедевром «Мария. Спасти Москву», в котором ключевая роль в сражении за столицу отводится поискам чудотворной иконы.

Очень мобилизующая общество лента — зачем нужны оборонная промышленность, подготовка резервов, патриотическое воспитание, если для сокрушения врага достаточно просто полетать с образом вокруг поля битвы?

Вопрос не в отношении к религии, а в примитивизации патриотизма как такового.

С кем вы, мастера халтуры?

Да, были и достойные ленты вроде «Подольских курсантов». Но они, увы, на общем фоне погоды не делают.

Надо честно признаться: отечественные киноделы наловчились осваивать госбюджеты на патриотическое кино, выдавая откровенный шлак. И режиссеры, и сценаристы, и чиновники полагали — в отчетах галочка поставлена, а в остальном не проверишь.

Проверили: провальные сборы в кинотеатрах и вереницы «бегунов» в сторону границы и есть самый объективный результат.

Теперь вопрос: что именно снимают сейчас деятели, за которых ходатайствует Никита Сергеевич Михалков? Неужто новых «Офицеров», после которых мальчишки загорятся желанием посвятить жизнь воинской профессии? Никаких намеков на это нет. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах