Примерное время чтения: 6 минут
1956

Охота на красных ведьм. Как Голливуд чистили от «неблагонадежных»

/ turtix / Shutterstock.com

75 лет назад, 20 октября 1947 года, Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности Палаты представителей Конгресса США приступила к разоблачению коммунистов в самом сердце американской киноиндустрии — Голливуде.

Эта комиссия была создана еще в 1934 году. Предполагалось, что она будет вести расследования антиамериканской деятельности, которую ведут пронацистские и прокоммунистические организации. Во время Второй мировой войны союзничество по антигитлеровской коалиции не давало комиссии вплотную заняться коммунистами. После ее окончания численность компартии США составила примерно 50 тыс. человек, что, в общем-то, было не так много. Американские коммунисты и мечтать не могли даже об участии, а тем более о победе в каких-либо выборах. Но их было непропорционально много среди людей творческих профессий, в СМИ и киноиндустрии.

«Покраснение» творцов

С началом холодной войны Комиссия возобновила свою работу. Осенью 1947 года она прибыла в Голливуд, и началась «охота на ведьм» — выявление кинематографистов, сочувствующих левым идеям. Комиссия вызывала на свои заседания деятелей киноиндустрии и задавала им вопросы о сотрудничестве с коммунистами.

Подобные вопросы расследователи могли бы задать очень многим (если не большинству) американских кинодеятелей и звезд. До войны из большевистской России в Америку по приглашению студии «Парамаунт» приезжал Сергей Эйзенштейн, который должен был снимать там фильм по собственному сценарию. В 1930-е группа актеров, сценаристов и продюсеров организовала Антинацистскую лигу Голливуда, в которой состояло 5 тыс. человек. Затем лига была преобразована в Голливудский демократический комитет. А жена президента США Элеонора Рузвельт всячески покровительствовала левакам в искусстве. В этом отношении новая власть в Америке радикально отличалась от предыдущей. Еще недавно СССР и США были братьями по оружию, а на экранах американских кинотеатров продолжали демонстрировать просоветские фильмы. Но с приходом в Белый дом Гарри Трумэна все начало быстро меняться.

Без суда виноватые

Уже на первых публичных слушаниях в октябре 1947 года Комиссия составила список из нескольких десятков человек, которых вызвали на ее заседание для выяснения вопроса об их сотрудничестве с коммунистами. Расследователи спрашивали у деятелей кино, являются ли они коммунистами или были ли ими когда-нибудь. Если опрашиваемый отвечал на вопрос утвердительно, от него требовали назвать имена знакомых ему коммунистов. Некоторые отказались отвечать на этот вопрос, сославшись на Первую поправку к американской конституции, которая гарантировала всем свободу слова и собраний.

Кстати, группа известных голливудских режиссеров и актеров создала Комитет по защите Первой поправки к Конституции, а членство в компартии США не являлось тогда криминалом. Но многие каялись, называя имена «тайных коммунистов». Причем часть названных никакого отношения к коммунистической деятельности на самом деле не имела. Случалось, что давшие на них показания просто-напросто мстили своим конкурентам.

Среди разоблачителей «красных» был и будущий президент, актер Рональд Рейган. Досталось и создателям «просоветских фильмов». Так, например, о картине «Песнь о России», снятой во время войны, говорили, что она изображает идеализированный сталинский СССР. Исполнитель одной из главных ролей в ленте голливудская звезда Роберт Тейлор, пытаясь оправдаться перед комиссией, страстно отвергал обвинения в коммунистической пропаганде и заявлял, что ему пришлось сниматься, поскольку у него был контракт со студией.

На фоне этой «охоты на ведьм» США покинули такие знаменитости, как Чарли Чаплин и Бертольд Брехт. После отказа десяти сценаристов и режиссеров, известных как «голливудская десятка», давать показания все они получили по году тюремного заключения за «неуважение к Конгрессу». Летом 1950 года появился список неблагонадежных деятелей Голливуда, куда включили уже более 150 человек.

«205 предателей»

С «черным списком Голливуда» будет окончательно покончено лишь в начале 1960-х, когда новый президент США Джон Кеннеди публично одобрит фильм «Спартак», поставленный по сценарию одного из «голливудской десятки» Далтона Трамбо.

Но в феврале 1950 года в Америке открылся новый фронт борьбы с коммунистами. Проникшими не куда-нибудь, а в Госдепартамент США. Об этом американцам поведал не слишком до того известный сенатор-республиканец Джозеф Маккарти, выступая в городке Уилинг в Западной Вирджинии. При этом он сделал сенсационное заявление: «Здесь у меня на руках список из 205 человек сотрудников Госдепартамента, которые оказались либо имеющими членский билет, либо безусловно верными коммунистической партии, но которые, несмотря ни на что, все еще помогают формировать нашу внешнюю политику».

На следующий день имя сенатора было на первых полосах крупнейших газет. Именно это выступление дало толчок к возникновению маккартизма — общественного движения, сопровождавшегося обострением антикоммунистических настроений и усилением борьбы с инакомыслящими и либералами. Многих политиков удивили и шокировали обвинения, выдвинутые Маккарти в адрес высокопоставленных чиновников. В числе других в «списке Маккарти» оказались глава Госдепартамента Дин Ачесон и автор плана по спасению Европы Джордж Маршалл. Правда, позже сенатор признался, что тогда он размахивал чистым листом бумаги, а цифру взял из увиденного им когда-то документа. И означала она лишь возможное число неблагонадежных сотрудников. Тем не менее только из госаппарата за месяц «вычищали» до 800 человек. А в компании General Electric, например, увольняли даже тех сотрудников, которых лишь подозревали в симпатии к коммунистическим идеям.

Постепенно сторонники Маккарти стали лидирующей политической силой в США. Заручившийся поддержкой патриотических и религиозных организаций сенатор-общественник, по сути, установил контроль над всей страной. Бурно развивавшееся в начале 1950-х годов в США телевидение, немало способствовавшее возвышению Маккарти, его же и погубило. В одной из телепрограмм было рассказано о грубейших нарушениях прав человека сенатором и его сторонниками. Конец восхождению Маккарти положили публичные слушания против армии США, транслировавшиеся в прямом телеэфире, во время которых всем стали очевидны недостойные методы, которые использовал сенатор. В конце 1954 года Сенат предъявил Маккарти несколько десятков обвинений в злоупотреблении полномочиями. Его политическая карьера рухнула, а в 1957 году он умер от последствий злоупотребления алкоголем.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах