Сегодня на 82-м году жизни от сердечной недостаточности скончался режиссёр фильмов о приключениях мушкетёров Георгий Юнгвальд-Хилькевич. За жизнь знаменитого пациента больше недели боролись врачи, но оказались бессильны…
Первое чудо
На долю Юнгвальд-Хилькевича выпало слишком много тяжёлых испытаний, первое из которых ему довелось пережить ещё мальчиком. В детстве знаменитый режиссёр заболел остеомиелитом*. По прогнозам врачей, шансов на выздоровление практически не было — он пережил три клинические смерти. Но его мать Нина Ивановна Юнгвальд-Хилькевич до последнего верила в чудо, она в буквальном смысле целый год не отходила от постели, держала за руку своего мальчика, молилась. И чудо случилось — в Америке изобрели пенициллин. Военным самолётом дядя будущего режиссёра переправил семье больного 600 ампул лекарства, благодаря чему он остался жив.
Сам Юнгвальд-Хилькевич вспоминал, что во время тяжелейшей болезни спасти разум от сумасшествия, помимо матери, помогали Александр Дюма и Оноре де Бальзак — именно их книгами зачитывался будущий режиссёр. В то время как мальчик лежал в гипсе, литературные классики давали ему возможность скакать на лошади, любить и, наконец, просто жить. И когда Юнгвальд-Хилькевич стал работать в кино, он решил отдать дань человеку, поддержавшему его в самые страшные минуты, — снял фильмы по книгам Дюма.
Настоящее призвание
К своему призванию режиссёр пришёл не сразу — сначала он окончил Ташкентский архитектурный институт. Поработав по специальности, юноша понял, что архитектура никогда не станет делом всей его жизни, и не побоялся начать всё сначала. Он поступил в Ташкентский театрально-художественный институт имени Островского, стал работать художником в театрах города, и только потом были Высшие курсы сценаристов и режиссёров, которые открыли ему дорогу в мир кино.
Несмотря на свои гениальные работы, ставшие классикой, и любовь к кинематографу, Юнгвальд-Хилькевич никогда не считал кино самым важным из искусств, он говорил: «Это совсем не великое искусство, как принято думать и говорить. Кино — это трагическое искусство, оно или лучше моего замысла, или хуже. Но кино никогда не может быть точно таким, каким я его задумал. Никогда и ни у кого». На первое место Юнгвальд-Хилькевич ставил музыку и поэзию, стараясь насытить ими свои картины: «Почему мои фильмы удержались? Я это знаю. Потому что в них масса музыки и поэзии. А музыка не стареет. Она просто превращается в ностальгию. Вот и всё. Музыка — великое искусство, это бесспорно. Музыка остаётся».
«Неправильный» режиссёр
Юнгвальд-Хилькевич был настоящим романтиком и в жизни, и в работе. По большей части он снимал приключенческие фильмы, придумывая себе мир, в котором прятался от тоски и праздных мыслей. В своих фантазиях он шёл против социалистического реализма, чего ему никогда не прощали власти. Марк Захаров называл его «самым неправильным режиссёром Советского Союза», другие же отзывались ещё резче: «Молодой режиссёр, поражающий своей бездарностью».
Но Юнгвальд-Хилькевич знал, что делает, не теряя веру в себя, он продолжал создавать гениальные картины. А власти, понимая, что его фильмы в прокате приносят огромный доход и хотя бы не подрывают социализм, позволяли снимать «неправильному» режиссёру. Однако было одно условие — «чтобы о нём никто ничего не знал». Фильмы Юнгвальд-Хилькевича на фестивали не отправляли, а его имя даже не указывали в титрах. Уникальный случай: все картины одного режиссёра широко известны, а он сам — нет.
Справиться с такой несправедливостью режиссёру помогали отсутствие тщеславия и любовь к искусству. Кроме того, на карьеру влиял ещё один факт: в семье Юнгвальд-Хилькевича число расстрелянных родственников было больше 20 человек, и он прекрасно понимал, что с таким багажом стать известным и признанным режиссёром в советской стране практически невозможно.
Лучшие фильмы режиссёра Георгия Юнгвальд-Хилькевича
Лучшие фильмы режиссёра Георгия Юнгвальд-Хилькевича
Легендарное наследие
Всесоюзная слава к Юнгвальд-Хилькевичу пришла только в 1978 году, когда на экраны вышел трёхсерийный телефильм «Д’Артаньян и три мушкетёра». Экранизация романа Дюма подарила стране огромное количество музыкальных хитов, не теряющих популярности и сейчас. Этот фильм сделал суперзвездой Михаила Боярского, открыл широкому зрителю Смехова и Старыгина, Смирницкого, Алису Фрейндлих.
Тема героев со шпагами стала ключевой в его творчестве — вслед за популярным телефильмом он снял картины «Мушкетёры двадцать лет спустя» (1992), «Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя» (1993), «Возвращение мушкетёров, или Сокровища кардинала Мазарини» (2007). Когда Юнгвальд-Хилькевич был молод, ему не давали слова, теперь же он хотел выразить себя, стараясь снимать всё лучше и лучше.
Юнгвальд-Хилькевич всегда переживал за судьбу отечественного кинематографа, мечтал, что в стране вот-вот начнут показывать достойные фильмы: «Сейчас стали снимать вспоротые животы, половые акты, чтобы хоть как-то раздражить зрителя, дёрнуть за эмоции. А у меня фильмы с такой романтикой, что герои иногда начинают стихами говорить, потому что обычными словами их чувства не выразишь. Сегодня это немодно, а завтра, очень надеюсь, будет нравиться зрителям. Потому что путь трюкового кино всё же конечен…»
Но как бы ни менялась мода в кинематографе, какие бы жанры ни предпочитали сегодня зрители, фильмам Юнгвальд-Хилькевича всегда найдётся место. Ведь это классика мирового кино, наследие гениального режиссёра, который, к сожалению, больше никогда не подарит миру новых работ.
*Остеомиелит — это инфекционное воспаление всех составляющих частей костной ткани: кости, надкостницы и костного мозга.