О блокаде Ленинграда во время Великой Отечественной войны написано множество книг, сняты фильмы. Уже в 1944-м вышел фильм «Жила-была девочка» Виктора Эйсымонта о двух девочках, которые сумели выжить. А в 70-е режиссер Михаил Ершов снял четырехсерийную эпопею «Блокада» – масштабное кинополотно о тех годах, в которое включил огромное количество документального материала. Да и сейчас выходят фильмы о блокаде – в 2013 году был показан сериал Александра Велединского «Ладога», а в январе 2014 года – минисериал «Линия Марты». К 75-й годовщине окончательного снятия блокады приурочена премьера еще одного фильма – «Спасти Ленинград» Алексея Козлова.
По сюжету картины, Настя (Мария Мельникова) отправляется в эвакуацию из окруженного немецкими войсками Ленинграда. Ее должны вывезти на той же барже, что и ее жениха – курсанта артиллерийского училища Костю (Андрей Миронов-Удалов). Их едва не разлучают – курсантов-артиллеристов по приказу командования отправляют на фронт, отражать наступление врага, но Костя по приказу отца, который отвечает за эвакуацию, переодевается в форму матроса и все же оказывается на барже. Там же плывет капитан НКВД Петручик (Гела Месхи), который когда-то вел следствие в отношении отца Насти (Валерий Дегтярь) и которому тоже приглянулась симпатичная девушка. Доплыть до другого берега барже не суждено – она попадет в сильный шторм, потом ее обстреляют фашистские самолеты, и старая конструкция не выдержит.
«Причина гибели баржи до сих пор оценивается неоднозначно: кто-то ищет реальных виновников трагедии и называет их имена, кто-то говорит об общей панике сентября 41-го, в результате которой и возник перегруз судна, вышедшего в шторм. Мы не ставили перед собой задачу провести расследование, мы просто хотели открыть неизвестную страницу в истории героического города», - рассказывает Козлов.
Документальности в «Спасти Ленинград» действительно немного. Исторических персонажей в картине нет, их заменили некие обобщенные герои – не боящийся брать на себя ответственность отец Кости (Виталий Кищенко), или старшина, командующий курсантами. Но это, скорее, типажи – как и мама Насти (Анастасия Мельникова), которая осталась в городе, и ее отец, сразу после освобождения отправившийся на фронт. И, разумеется, нквдшник, у которого собственное задание, возможно, очень важное для государства.
Правда, композиция картины выбрана все равно документальная – история рассказывается через воспоминания уже пожилой Насти, для которой и война, и та трагедия на Ладоге осталась в далеком прошлом, но память о них она все еще хранит. Ради тех, кто погиб, ради самой себя. При этом создатели фильма отрицают параллели с «Титаником» Джеймса Кэмерона, хотя сами эту параллель проводят уже на уровне композиции.
Впрочем, упрекнуть «Спасти Ленинград» можно, пожалуй, только в излишне добром финале. Герои фильма, только что пережившие жуткую трагедию, видевшие близко смерть тысячи людей, ведут себя так, словно встретились после небольшого и совершенно не опасного приключения, а не после ужасающего заплыва через осеннюю Ладогу. Такого, разумеется, не было и быть не могло. Но появление этой сцены в картине, наверное, даже оправдано: показывать настоящую кровь, от вида которой еще не отвыкшие от мирной жизни гражданские люди тогда, в 41-м, сходили с ума, возможно, и не стоит.