В начале октября крупнейшее издательство российских комиксов Bubble презентовало трейлер первого в России фильма по комиксам «Майор Гром», который всего за сутки пользователи интернета посмотрели более миллиона раз. Говорит ли это о том, что зрители устали от американских супергероев и, наконец, пришло время для отечественных комиксов, АиФ.ru рассказал главный редактор издательства Bubble Роман Котков.
Время комиксов
Елена Яковлева, АиФ.ru: Попытки привить любовь к комиксам в нашей стране были не раз, но они не приживаются. Почему вы думаете, что у вас это получится?
Роман Котков: Если чего-то не получалось раньше, то значит, есть какая-то пустота, которую нужно заполнить. Конечно, в Америке комиксы ‒ это часть их культуры, но я не вижу ни одной объективной причины, по которой это не может происходить в России. Сейчас подрастает поколение детей, родители которых как минимум воспитаны на фильмах о Человеке-пауке. К тому же американский кинематограф сегодня сильно помогает развитию комиксов. В 2008 году о Железном человеке услышало больше людей, чем за всё время, которое комикс существует с 60-х годов. У нас в России фильм «Мстители» собирает такое же огромное количество денег, как в других странах мира. Так что почему нет?
Людям нравятся супергерои, им нравятся яркие личности, харизматичные персонажи. Мне кажется, они будут править рынком, это только вопрос времени. А сейчас как раз то время, когда народ открыт к новым персонажам, к чему-то свежему, к тому, что комиксы могут быть в России.
– Америка любит Суперменов, но у нас же есть свои традиционные персонажи: например, Кащей Бессмертный. Почему бы не делать комиксы с русскими фольклорными героями?
– На самом деле, у нас в комиксе «Инок», который сейчас выходит, один из главных персонажей как раз Кащей Бессмертный. Поэтому вполне себе возможно адаптирование таких классических образов к новой реальности. Это такие переделанные, переосмысленные, конечно, образы на современный лад. Но тем не менее они яркие, запоминающиеся, отлично работают.
– Насколько я знаю, главный герой этого комикса – Инок – такой, грубо говоря, Капитан Америка в рясе. Почему вдруг вы решили сделать комикс про монаха?
– Мы хотели сделать персонажа, путешествующего во времени, и когда разрабатывали его концепт, то подумали: «А какой тип человека существовал всегда, во все исторические эпохи?» Соответственно, так и родилась идея монаха. Не было никакого заказа РПЦ или чего-то ещё, на что нам очень любят намекать. Образ родился из самой простой идеи. А сейчас герой уже давно отошёл от этого образа, он вернулся в нашу реальность и теперь путешествует не во времени, а в фантастических мирах, и даже выглядит по-другому.
– И всё же как в РПЦ отнеслись к российскому комиксу о монахе?
– Официального комментария мы не получали (смеётся). Мы не знаем. И хорошо, наверное, что не знаем. У нас в другом комиксе есть Сатана. Поэтому если им что-то понравилось, что-то другое им может совсем не понравиться…
Людям нужны злодеи
– Мне кажется, до сих пор силён стереотип о читателях комиксов как о недалёких подростках, которые не любят читать, а хотят развлекаться, разглядывая картинки. Расскажите, кто сегодня ваша аудитория?
– Во-первых, это человек прогрессивных взглядов. Человек, который понимает, что комиксы – это давно уже не книжка с детскими рисунками, а особый синтетический вид искусства, который одновременно передаёт смысл и текстом, и картинкой.
Чаще всего нас читает молодая аудитория или люди, которые увлеклись комиксами, посмотрев кино. Нельзя точно сказать, что комиксы читают только хипстеры или только люди, которые всегда ими увлекались. Аудитория очень широкая.
– Абсолютно никто уже не мыслит чёрным и белым. Понятно, что раньше, в 30-е годы, когда прилетал сияющий герой, который вытаскивал людей из-под завалов и улетал обратно, так и было. Например, тот же Супермен был придуман двумя авторами еврейского происхождения как понятный символ Бога, который спускается с небес и помогает простым людям. Но сейчас встречаются самые разные истории, в них могут быть полутона, а может и не быть полутонов. Всё зависит от автора комикса.
Понятно, что люди хотят новые и сложные истории, но иногда людям нужны и простые истории, и злодеи, которые на инстинктивном уровне делают зло. Так что от совсем истоков комиксов про злодеев и героев мы не открещиваемся, но через комикс можно рассказать и гораздо более сложную, драматичную историю.
Сказка для взрослых
– Интерес к комиксам всегда тесно связан с историей страны. Например, именно во время Второй мировой волны в США возникает Капитан Америка. А для Фантастической четвёрки и Железного человека изначально не менее важным контекстом была Холодная война. А какие реалии влияют на российские комиксы?
– Конечно, мы работаем с историческим контекстом. Например, в комиксе «Майор Гром», когда он только стартовал, наш герой, полицейский, служащий в Санкт-Петербурге, сражался с маньяком, который подстрекал народ к восстанию против Правительства и выдвигал себя в качестве главной фигуры. В общем, в то время, когда он выходил, это был довольно прогрессивный комикс, который отражал оппозиционные настроения в стране и т.д. Иногда такие актуальности работают, особенно если это комикс, приближенный к реальности. То есть понятно, что какие-то герои больше связаны с реальностью, какие-то – меньше. У нас и Бесобой когда-то сражался с демонами, которые вселялись в депутатов (смеется). А ещё, говорят, мы в комиксах Милонова взрывали…
– Но при этом вы всегда отрицали, что это Милонов…
– Да, это просто похожий человек (смеётся). Понятно, что такие пересечения с жизнью, конечно, радуют людей, читателям это нравится. Но полностью уходить в реализм в комиксах, я считаю, нельзя, мы же создаем вымышленную историю, а реальная жизнь и так рядом с нами во всей своей красе и не только красе. Всё-таки мир в комиксах должен быть вымышленный, чтобы читатель не только видел что-то, что ему близко в реальной жизни, но и мог, как говорится, уходить в эту сказку, с головой погружаться и верить, что да, есть вот такой мир, где, случись что, меня спасёт добрый полицейский Игорь Гром, и всё будет хорошо.
– Расскажите, почему для первой экранизации вы выбрали именно комикс «Майор Гром». Вы видите в этом герое наибольший потенциал?
– Это, конечно, хороший вариант ответа, что мы в нём видим больший потенциал. Действительно, это флагманский герой, комикс продаётся отлично, а Санкт-Петербург – красивое место для съемок. И всё это – правда.
Но помимо этого, «Майор Гром» – единственная подходящая по бюджету история среди наших комиксов: в ней нет демонов, космоса, магии и путешествий во времени. И это тоже правда.
Мне кажется, для первого фильма комикс «Майор Гром» идеально подходит, но не стоит ставить на нём крест, это не просто очередной фильм про полицейского. Это, в первую очередь, фильм по комиксам про полицейского, а комиксы про майора Грома очень интересные, там полно харизматичных антагонистов и злодеев, которым он противостоит.
Не супергеройское кино
– А как вы считаете, в чём секрет успеха трейлера «Майора Грома»? Только за первые сутки на YouTube его посмотрели больше миллиона раз.
– Я думаю, что это просто талантливая работа. Людей заинтересовало то, что такого раньше не было.
С каждым годом фильмов по комиксам выходит всё больше и больше. Но только в этом году, наконец-то, их начали ругать. Наверное, люди немножко переели историй про Бэтменов, Суперменов. А мы хотели показать, что наше кино энергичное, яркое, динамичное, с яркими, харизматичными персонажами. Этого недостаёт, скажем, роликам фильма «Защитники». Я с интересом посмотрю этот фильм, но, на мой взгляд, он продаёт спецэффекты, а не героев и их историю. Мы же в первую очередь делаем упор на персонажей, на яркие образы, и в этом плане наш фильм не разочарует.
– «Защитники» Сарика Андреасяна выходят в 2017 году, на год раньше вашего полнометражного фильма «Майор Гром». Не боитесь, что они могут как-то подорвать интерес к вашему продукту?
– Если честно, я не знаю, как аудитория примет «Защитников», что там будет, потому что его уже принимают неоднозначно. В этом плане мы бы хотели дистанцироваться от них и показать, что наш фильм, хоть и снят по комиксам, но это не супергеройское кино. Ведь комиксы бывают не только про супергероев, комиксы бывают детективные, мистические, эротические, каких только не бывает… То, что делают господин Андреасян и компания – это супергеройское кино, это история про советских суперсолдат, где что-то там взрывается и т.д.
Наша идея – это комиксный стиль, яркое, запоминающееся, красивое, эффектное кино. А «Защитники» идут по пути нагнетания пафоса: нужно спасать Отчизну-матушку, и т.д., и т.п. Возможно, в итоге в глазах аудитории эти два проекта разделятся на совершенно разных лагеря, и нам даже не придётся в случае провала или поражения как-то связываться с ними.
– «Защитники» уже получили субсидию от Фонда кино, а вы будете рассчитывать на государственную поддержку?
– Не рассчитываем. Мы почему сами всё решили делать? Мы очень не хотим работать под чью-то дудку, нам не хотелось бы, чтобы приходил какой-то конкретный режиссёр и говорил: вот ваш комикс – это полная хрень, я хочу этого героя сделать совершенно другим, и вообще пусть он будет, скажем, азиатской внешности и с бородой.
Мы наших героев ценим, мы наших героев любим, мы хотим, чтобы они были именно такими, какими мы их задумали, и такими, какими они полюбились нашей публике. Премьера короткометражки «Майор Гром», которая пройдёт в декабре, собственно, и покажет, на что мы способны. В том числе и в плане привлечения инвесторов для полнометражного кино.
Если нам предложат поддержку, я не думаю, что мы гордо скажем «нет, уходите, мы не возьмём ваши деньги, заберите свои миллионы». Однако менять вселенную ради того, чтобы получить какой-то лишний доллар, мы тоже не будем. Соответственно, мы хотим сделать самобытный фильм по нашим комиксам, которые тоже довольно интересны и самобытны. Самое главное – это не Министерство, не фонды, а аудитория. Если аудитория поддержит, то, соответственно, всё будет хорошо.