Семейные драмы — один из излюбленных жанров режиссеров фестивального кино. Конфликт внутри одной семьи понятен зрителям и членам жюри, а вариантов развития событий в нем множество. Основной конкурс 29-го фестиваля «Окно в Европу» исключением не стал — проблемы между родственниками в претендующих на призы фильмах рассматривают очень пристально и со всех возможных ракурсов. Но картины третьего конкурсного дня стоят особняком — в них использованы очень камерные истории про тех, кто остался наедине со своим партнером и должен принять решение, которое точно изменит его жизнь. И примечательно, что режиссеры всех трех фильмов, показанных в этот день, — женщины, для которых эти работы стали дебютом в полнометражном кино.
«Капкан» Галины Уразовой — это почти короткометражка, часовой рассказ про живущих на хуторе мужа и жену. Бородатый егерь Иван (Максим Калиниченко) с самого утра, взяв ружье и собаку, обходит вверенный ему участок леса. Хрупкая Александра (Мария Болтнева) готовит ему узелок с едой, а потом целый день занимается домашними делами, чтобы к вечеру приготовить сытный ужин, снять с вернувшегося мужа сапоги и затем наблюдать, как он заваливается спать. В прошлом у этой пары случилась трагедия, о чем свидетельствует маленькая могила на холме. Александра когда-то, похоже, училась в институте и была очень красивой, а сейчас у них просто привычный совместный быт, и ни о какой любви речи нет. Но попытка Александры сбежать от опостылевшей жизни не может кончиться удачей — она привязана к этому хутору не хуже, чем телега, замок которой она так и не может сломать.
Фильм Марии Батовой «Сон» рассказывает об отношениях отца и дочери. Алёна (Анастасия Самылова) после смерти матери попала в детский дом; сейчас ей 18, она поступила в медицинский колледж и получила свою комнату, но перед началом учебы решила навестить своего отца, который бросил их ещё до рождения дочери. Отец — стрелочник Василий — воевал на Первой Чеченской, страдает от посттравматического расстройства и не может спокойно спать: ему снится один и тот же сон, в котором он убивает человека. Воссоединение семьи поначалу проходит гладко, но со временем Алёна выясняет, что всё не так просто, и пытается понять, нужна ли ей такая семья.
«Сон» оказался одним из самых интересных фильмов, показанных на этом фестивале — два персонажа на протяжении полутора часов разыгрывают драму, очень похожую на ту, что разрывает героев «Капкана». Но эти персонажи получились не плоскими и не одномерными — у них очень выпуклые характеры, и столкновение этих характеров вряд ли приведет к чему-то хорошему.
«Белый кит» Татьяны Федоровской, пожалуй, самый высокобюджетный фильм конкурса «Окно в Европу-2021». Филипп (литовский актер Дайнюс Гавенонис) — очень успешный адвокат, который одновременно является «решальщиком», за большие деньги помогающий нужным людям избежать правосудия. У него налажены связи с сильными мира сего, он болезненно педантичен и безумно любит двух приемных детей, которых они усыновили вместе с женой Анной (литовская актриса Раса Самуолите). И всё у этой семьи идет хорошо до тех пор, пока не выясняется, что у детей редкое генетическое заболевание, лекарства от которого не существует, как нет для них и счастливого будущего. И им приходится решать судьбу этих детей и свою собственную.
Этот фильм — проект онлайн-кинотеатра Ivi, а одним из продюсеров картины стал Никита Михалков. Проблема, поднятая в «Белом ките», конечно очень серьезная: готовы ли усыновители быть с приемными детьми до конца, несмотря на любые трудности, или же для них эти дети всего лишь показатель статуса, повод для интервью глянцевым журналам и для гордости перед людьми своего круга. Подводит картину только реализация, иногда «Белый кит» очень напоминает показанный в Выборге раньше полудокументальный байопик бизнесмена и режиссера Дмитрия Фальковича «Продление жизни», разница только в том, что герои фильма Федоровской живут не в центре Лондона, а в обычной Москве. А в некоторых сценах главный герой очень похож на персонажа Майкла Дугласа из драмы Джоэла Шумахера «С меня хватит», хотя его поведение, скорее, напоминает истерику, а не действия доведенного до отчаяния человека. Ну и сочувствовать ни Филиппу, ни Анне невозможно — с первыми же трудностями с них слетает маска приличных людей, и они оказываются очень неприятными персонами.