«Супермен» Тима Бёртона, «Капитал» Сергея Эйзенштейна, «Титаник» Альфреда Хичкока – это не случайный набор слов, а список несостоявшихся фильмов. АиФ.ru рассказывает о картинах, которые могли стать одними из самых заметных работ в истории мирового кино, но так и не были сняты.
«Супермен жив» Тима Бёртона
Сложно представить Николаса Кейджа в обтягивающем синем комбинезоне Супермена, но в 1997 году именно он был утверждён на главную роль в многообещающем фильме «Супермен жив». В успехе картины практически не было сомнений: над фильмом по комиксу «Смерть Супермена» работала студия Warner Bros., а в качестве режиссёра выступал сам Тим Бёртон. Но в день первых проб и примерки костюмов, когда до начала съёмок оставалось всего три недели, студия неожиданно объявила о закрытии проекта. Дело в том, что за год работы над лентой общая концепция фильма так и не сложилась: кинокомпания, режиссёр и продюсер Джон Питерс не смогли уладить даже вопросы по поводу сценария, хотя на разработку «Супермена» уже было потрачено $30 млн.
Бёртон до сих пор с ужасом вспоминает этот проект, называя работу над «Суперменом» «худшим временем в своей жизни».
«Капитал» Сергея Эйзенштейна
Экранизация «Капитала» Карла Маркса и сегодня кажется фантастической идеей, однако классик советского и мирового кинематографа Сергей Эйзенштейн всерьёз намеревался её осуществить. 12 октября 1927 года в своём дневнике он записал: «Твёрдо решил снять “Капитал” по сценарию Карла Маркса». В первых набросках мэтра будущий фильм был определён как «кинотрактат», а на его воплощение режиссёра вдохновил роман Джеймса Джойса «Улисс», где через призму одного дня из жизни одного человека показывается вся европейская цивилизация. Долгие годы Эйзенштейн обдумывал идею этого фильма, но к его реализации так и не приступил: кино задумывалось сложное и метафорическое, а от советских режиссёров требовали простоты и ясности.
Есть легенда, что даже Сталин был против этой экранизации, и, узнав от режиссёра об идее фильма «Капитал», он воскликнул: «С ума сошёл!».
«Идиот» Андрея Тарковского
Другой советский мастер, Андрей Тарковский, мечтал об экранизации «Идиота» Фёдора Достоевского. На протяжении долгих лет он внимательно изучал книгу и выстраивал свой кинорассказ то с позиции Мышкина, то с позиции Рогожина. В роли Настасьи Филипповны Тарковский видел Маргариту Терехову, на роль Рогожина режиссёр собирался пригласить Александра Кайдановского, Мышкина же хотел поручить непрофессионалу – чтобы князь «не от мира сего» сразу выделялся на фоне прочих персонажей – или же сыграть сам. Но Госкино, без чьего одобрения в то время не мог быть выпущен ни один фильм в Советском Союзе, не поддерживало идею молодого режиссёра.
Лишь в 1983 году «Мосфильм» дал согласие на съёмки многосерийного фильма, но Тарковский уже уехал в Италию и возвращаться на родину не собирался.
«Титаник» Альфреда Хичкока
14 июля 1938 года Альфред Хичкок и голливудский продюсер Дэвид Селзник подписали контракт на съёмки одного фильма. В документах не уточнялось, о чём будет лента, но предполагалось, что известный режиссёр возьмётся за экранизацию истории «Титаника».
Пока в Голливуде Хичкок обсуждал подробности будущего фильма, его ассистентка Джоан Харрисон отправилась в Европу в поисках документальных материалов для экранизации. Однако работа над проектом завершилась, так и не успев начаться. Селзник неожиданно принял решение, что фильмом, который по этому контракту должен снять Хичкок, будет экранизация романа Дафны дю Морье «Ребекка».
Позже об этом решении не пожалели ни режиссёр, ни продюсер: в 1941 году «Ребекка» принесла Хичкоку номинацию на «Оскар». К работе над «Титаником» знаменитый кинематографист больше никогда не возвращался.
«Наполеон» Стэнли Кубрика
«Наполеон» - «величайший фильм в истории», который так и не снял Кубрик. Знаменитый режиссёр мечтал снять эпическую постановку о французском императоре и на протяжении нескольких лет тщательно прорабатывал сценарий, изучая биографию полководца и его ближайших соратников. В своей картине Кубрик планировал задействовать свыше 50 тысяч человек массовки (40 тысяч пехотинцев и 10 тысяч кавалеристов), а сыграть Наполеона и его жену Жозефину должны были Дэвид Хеммингс и Одри Хепберн. Но ни одна студия так и не рискнула профинансировать масштабный проект знаменитого режиссёра. На продюсеров повлиял в том числе и провал в прокате исторической драмы Сергея Бондарчука «Ватерлоо». Более того, к моменту, когда режиссёр завершил подготовительный период и был готов к съёмкам, киностудии сочли исторический эпос утратившим актуальность жанром.
«900 дней: Блокада Ленинграда» Серджо Леоне
После завершения работы над фильмом «Однажды в Америке» Серджо Леоне собирался снять эпическую военную картину. Один из основателей жанра спагетти-вестерна вдохновлялся документальной книгой американского журналиста Гаррисона Солсбери «900 дней. Блокада Ленинграда». Чтобы картина оказалась более понятна западному зрителю, главным героем режиссёр хотел сделать американского фотокорреспондента, который в начале войны оказался заперт немецкими войсками в Ленинграде. В этой роли Леоне видел харизматичного Роберта де Ниро.
В 1989 году режиссёр сумел найти необходимые деньги для кинофильма и даже провёл переговоры о съёмках в СССР, но умер от инфаркта миокарда всего за несколько дней до подписания договора.