Когда речь заходит о возрождении российского кинематографа, в первую очередь вспоминают масштабные проекты, адресованные прежде всего взрослой аудитории. Спортивные драмы о былых победах советских спортсменов, фильмы-катастрофы, комедии и фантастика вроде «Движения вверх», «Холопа», «Экипажа» и «Ночного дозора». И лишь потом на память приходят детские сказки, хотя части «богатырской» серии полнометражных мультфильмов от студии «Мельница» и кинокомпании СТВ вот уже много лет становятся хитами проката. Впрочем, победа в новогодней битве этого года сиквела «Последнего богатыря» ещё не забылась, а именно она подтвердила, что персонажи русского фольклора пользуют спросом не меньшим, чем герои диснеевской анимации. И этих персонажей много, а одного из них — неказистого Конька-горбунка — придумал в 30-х годах XIX века Петр Ершов.
Эту сказку на основе различных народных сюжетов Ершов написал, когда ему было 19 лет. По свидетельствам современников, к самому началу «Конька-горбунка» приложил руку Пушкин, который отредактировал несколько строк 19-летнего студента Петербургского университета. Судьба у сказки была не самой простой — её цензурировали, потом и вовсе запретили на несколько лет, но с конца 1850-х «Конек-горбунок» стал одной из главных российских сказок — наравне с пушкинскими. В советское время цензура тоже не дремала, но произведение Ершова регулярно и много переиздавали, а также дважды экранизировали — в 1941-м фильм по сказке поставил Александр Роу, а в 1947-м режиссер-аниматор Иван Иванов-Вано снял и мультфильм. И вот в прокат выходит новая киноверсия — с обширным использованием современных технологий и спецэффектов.
Сюжет этой сказки знаком всем детям, выросшим в СССР и после его развала, а уж некоторые фрагменты они и вовсе помнили наизусть:
«За горами, за лесами,
за широкими морями,
Против неба — на земле
Жил старик в одном селе».
У старика, как известно, было три сына:
«Старший умный был детина,
Средний был и так и сяк,
Младший вовсе был дурак».
Но когда их пшеничное поле начал разорять неизвестный зверь, повезло именно младшему Ивану (его играет Антон Шагин) — он поймал чудесную кобылицу, которая подарила ему двух дорогих скакунов и невзрачного, но разговорчивого и полезного Конька-горбунка (созданный на компьютере персонаж, эмоции и глаза которому подарил Павел Деревянко).
Иван попал на службу к царю (очень органичный в роли злодея Михаил Ефремов), но тот оказался слишком мелочным и завистливым и по советам своих приближенных, Воеводы (Олег Тактаров) и особенно Спальника (Ян Цапник), начал отправлять своего нового слугу на самоубийственные задания. Царю то Жар-птица потребовалась, то Царь-девица (Паулина Андреева), то некое кольцо со дна моря — но Ивану с Коньком всё по плечу, хотя, конечно, ведет он себя, мягко говоря, немного по-дурацки.
Фильм, который снял Олег Погодин (сериал «Крик совы», картина «Непобедимый»), в целом движется по уже знакомому сюжету, который, как известно, закончится победой добра над злом. Конечно, есть незначительные расхождения. нНпример, братьям Ивана отведено совсем немного экранного времени, хотя в литературном оригинале они активно действовали всю первую часть. За их счет была расширена роль Царь-девицы, что сказку нисколько не испортило, зато добавило немного любовной мелодрамы — ровно в том количестве, чтобы не испортить впечатление от фильма школьникам младших классов.
Главное же отличие нового «Конька-горбунка» от произведения Ершова в том, что герои теперь говорят не рифмами, а прозой. Но ритм сказочного повествования задается в фильме совсем иначе. Вообще смотреть «Конька» стоит не ради стихов — это очень яркое, насыщенное спецэффектами и красочными костюмами зрелище, которое рассказывает знакомый сюжет очень динамично, без ненужных провисаний и отступлений. «Конек-горбунок» 2021 года выглядит как масштабный аттракцион из парка развлечений, который заодно выполняет и образовательную функцию — напоминает зрителю о том, что он читал, слышал или видел. Почти то же самое делала и дилогия про «Последнего богатыря», и будет любопытно посмотреть, сможет ли персонаж школьного учебника литературы на равных соперничать с простыми героями народных сказок в антураже современного мира.