В российском кино не слишком много фильмов на тему межнациональных отношений, в большинстве картин такие сюжеты являются побочными, чтобы показать, например, глубину падения героя. Впрочем, сама эта тема довольно долго вызывала опасения, поскольку могла оказаться чрезвычайно чувствительной. И сериал «Салам, Масква» Павла Бардина, рискнувшего снять историю про оперативника-ксенофоба, шел до зрителей несколько лет: Первый канал поначалу выпустил фильм в своем платном онлайн-кинотеатре и лишь потом поставил в эфир. «Айка» Сергея Дворцевого — рассказ о проблемах молодой киргизской женщины — в Каннах-2018 принесла приз за лучшую женскую роль казахской актрисе Самал Еслямовой, выдвигалась на «иностранный» «Оскар» от Казахстана (и попала в число девяти картин шорт-листа). Да и в целом картина привлекла больше внимания именно за рубежом, а не в России, где происходит её действие: у «Айки» есть несколько престижных призов различных международных фестивалей и премий.
А вот в небольшой — всего 22 фильма — программе IV фестиваля «Горький fest» теме трудовых мигрантов посвящены целые три картины, причем одна из них полнометражная.
Зловещую «Регистрацию» снял уроженец Узбекистана Михаил Бородин. Он давно живет в Москве, окончил Московскую школу кино (мастерская Александра Роднянского), а его короткометражка «Я нормальный» в 2018 году участвовала в Неделе критики Каннского кинофестиваля. Сюжет «Регистрации» прост, а все события умещаются в одну ночь: девушка из Средней Азии, которая живет и работает в большом российском городе (её сыграла актриса «Театра.doc» Наргис Абдуллаева), поздно вечером возвращается домой с лекарствами для больного ребенка, её останавливает полицейский патруль. Она оказывается в отделении в полном распоряжении неадекватного дежурного. Она не понимает по-русски, он не может понять, что она объясняет ему на своем языке. Насилие, проведенная в «обезьяннике» ночь, и девушка получает свободу, но уже слишком поздно. Представляя фильм, Абдуллаева рассказала, что снят он на основе реальной истории, случившейся с семьей мигрантов в Петербурге. По её мнению, такое возможно из-за нежелания людей понимать друг друга.
15-минутная драма Елены Химяляйнен «Домой» рассказывает о юноше-мигранте, который внезапно получает от незнакомой девушки билет в кино, куда он, правда, так и не попадет, зато лишится работы и жилья. И, когда его больше ничего не держит в чужой стране, он начинает мечтать о возвращении домой. Но его приятель уверен, что его дом — это он сам, и ему нужно учиться жить с этим. Фильм не раскрывает лишних подробностей, но, кажется, у героя будут трудности и с возвращением, и с определением своего места в этом мире.
«Фарида» студентки Петербургской школы нового кино Ксении Лагутиной — одна из двух полнометражных картин основного конкурса «Горький fest». Это тоже рассказ о женщине, приехавшей в Россию из другой страны, — из Азербайджана (эту роль сыграла непрофессиональная актриса Марьям Ибрагимова). В огромном Петербурге она пытается найти своего мужа, и эти поиски сводят её с другими людьми, которые меняют мировоззрение героини.
Вместе с этими тремя фильмами программный директор фестиваля Никита Карцев поставил еще три картины, которые вроде бы рассказывают совсем о другом, но похожи по интонациям.
«51+» — 10-минутная зарисовка режиссера из Киргизии Данияра Абирова. В фильме нет реплик, но ситуация понятна и без них: пожилой электрик (Нургазы Сыдыгалиев) целыми днями ходит по квартирам стариков, меняет лампочки и чинит электроприборы, вечером делает с сыном уроки, а в промежутках ходит в парк, где гуляет девушка, в которую он влюблен. Мужчина понимает, что им не быть вместе — и разница в возрасте, и невозможность изменений, — но ничего с собой поделать не может.
Зарисовка «Шрам земли» живущей во Франции режиссера Маши Овчинниковой — это видеорассказ о том, как её двоюродная прабабушка с семьей шла по улицам Киева к Бабьему Яру в сентябре 1941 года. За кадром звучит голос матери режиссера. Это семейное кино о трагедии, которая коснулась многих тысяч и миллионов советских граждан в годы Великой Отечественной.
Режиссер короткометражки «Кристина бежит» Асия Шарипова рассказывает, что героиня её фильма бежит прежде всего от себя: у неё есть работа, любящий муж, но случайная встреча с незнакомцем начинает цепь событий, которые заставляют её вызвать такси и отправиться в никуда.
Фактически все фильмы второго конкурсного дня «Горький fest» — о людях, которые оказались в обстоятельствах, ломающих их привычную жизнь. Не во всех картинах эта история доведена до конца: зрители так и не узнают, будет ли будущее героев лучше или хуже, найдут ли они силы пережить потери. Но понятно, что прежней их судьба уже не будет.