В Петербурге начались съёмки фильма о блокаде Ленинграда «Коридор бессмертия». Это кино расскажет правду об истории, которая замалчивалась на протяжении долгих десятилетий после войны. Режиссёр картины Фёдор Попов решил рассказать российским зрителям о «Коридоре смерти», называемом также «Дорогой победы» — о железнодорожной магистрали, по которой в блокадный Ленинград доставляли в три раза больше грузов и снаряжения, чем по знаменитой Дороге жизни через Ладогу. Именно эта магистраль способствовала окончательному снятию блокады, что стало одним из ключевых моментов войны. Из-за нехватки рабочих рук на строительство такой важной для победы дороги направили совсем юных девочек, вчерашних школьниц, которые под вражескими обстрелами брали в свои нежные ручки огромные кувалды и прокладывали рельсы для паровозов. «Когда я узнал об этой истории, мне было странно, что она так долго замалчивалась, — признаётся режиссёр. — Я понял, что это кино надо снимать. Фильм расскажет о подвигах этих девочек, об их силе и мужестве».
«Коридор смерти»
Петербургский писатель Дмитрий Каралис знал не много о жизни своего отца, Николая Каралиса, в блокадном Ленинграде — тот не любил вспоминать об ужасах войны. Отец рассказывал ему, что работал в некоем «Коридоре смерти», а Дмитрий не вдавался в подробности. Лишь после смерти отца писатель решил выяснить значение этих загадочных слов. «Я зашёл в интернет, но не обнаружил там названия «Коридор смерти», — вспоминает Дмитрий. — К счастью, судьба свела меня с работниками железнодорожного транспорта. Они рассказали мне, что «Коридор смерти» — это железнодорожная магистраль, которая официально называется «Дорогой победы». Это взбудоражило моё воображение, и я нашёл людей, которые воевали вместе с моим отцом и были причастны к этой дороге».
Читайте также: Гены стойкости. Почему блокадники выжили вопреки законам природы
Каралис познакомился с блокадниками, которые рассказали писателю правду о «Коридоре смерти». Оказалось, что эту дорогу ленинградцы построили для того, чтобы восстановить железнодорожное сообщение со страной: это было необходимо для того, чтобы выжить. Молодые девушки наравне со взрослыми мужчинами строили мост через Неву, пока фашисты обстреливали их с Синявинских высот. Из-за повышенной опасности рабочие назвали прокладываемую дорогу «Коридором смерти». Дмитрий Каралис написал статью о строительстве этой железнодорожной магистрали, а в 2005 году снял документальный фильм.
«Я понял: надо снимать!»
Несколько лет спустя статью Дмитрия Каралиса случайно прочитал режиссёр Фёдор Попов. Из публикации Попов узнал, что по «Коридору смерти», Дороге победы, перевозилось 75% всех грузов для жизнеобеспечения ленинградцев, остальные 25% доставлялись по ладожской дороге: один эшелон на железной дороге заменял полторы тысячи «полуторок». «Я вчитался, и факты меня поразили, — признаётся режиссёр. — За 17 дней молодые девчонки под обстрелом построили дорогу длиной 33 км. Это сравнимо с тем, что происходило в Древнем Риме. Я понял, что тема просто «бомба», надо снимать!».
Режиссёр решил увековечить в истории имена и судьбы людей, работавших на железнодорожной магистрали, назвав свой фильм «Коридор бессмертия». Соавтором сценария стал сам писатель Дмитрий Каралис. В кино будет показано, как девушки и юноши, пережившие первую, самую суровую блокадную зиму, работали в паровозных бригадах «Коридора смерти», спасая осаждённых ленинградцев. Подготовка к съёмкам заняла больше года. В течение этого времени Фёдор Попов много общался с блокадниками и долго выбирал актрису на главную роль. В результате была утверждена Анастасия Цибизова.
«Главную героиню зовут Маша Яблочкина, — рассказал Попов корреспонденту АиФ.ru. — У неё есть реальный прототип — Мария Яблонцева, блокадница, она жива. Конечно, в фильме мы кое-что изменили, там есть художественный вымысел. Мы развивали личные отношения, в фильме есть любовь. Я общался со многими блокадниками. Как бы я их ни показал, это не передаст тех боли и ужаса, которые они пережили. А есть настолько страшные вещи, которые просто нельзя рассказывать. Но главное, что люди не потеряли человеческий облик и победили». Готовый сценарий режиссёр дал прочитать писателю Даниилу Гранину, который также прошёл блокаду. Гранин дал лестный отзыв о сценарии и несколько советов, которые Фёдор Попов учёл в работе над фильмом.
Читайте также: Писатель Даниил Гранин: Надо уметь прощать, но надо уметь и помнить
Девушки и паровоз
Для съёмок фильма были воссозданы теплушки, вагоны, платформы для зенитных пулемётов, пулемётные взводы, а актёрам пришлось научиться управлять паровозом, хотя это дело не из лёгких. «В блокадных условиях раскочегарить холодный паровоз было не менее сложно, чем сейчас подготовить к запуску космический корабль, — объясняет Дмитрий Каралис. — И делать это должны были голодные, ослабшие девочки, потому что все машинисты или умерли в блокаду, или сбежали на фронт, скрыв «бронь» в военном билете, чтобы скорее «набить морду Гитлеру». Поступок неправильный, но праведный». Среди артистов, задействованных фильме, есть и опытные актёры: так, одну из ключевых ролей сыграет Игорь Ясулович, известный по фильмам «Щит и меч», «31 июня», «Самая обаятельная и привлекательная» и другим.
Съёмки фильма «Коридор бессмертия» стартовали на Октябрьской железной дороге в Петербурге в конце декабря. По мнению режиссёра Фёдора Попова, все артисты прекрасно смогли войти в роли. Так, во время съёмок праздника 23 февраля в клубе исполнительница одной из главных ролей Светлана Смирнова, которая играет молодую девушку Соню Вишневскую, читала стихи Ольги Берггольц и сама рыдала, а вслед за ней не выдержала и массовка. «Я сама из Петербурга, и моя семья прошла через блокаду, — рассказывает Светлана. — Мою роль очень интересно играть: это история тяжёлой, но насыщенной и самоотверженной жизни. Все люди в то время были сильными, отзывчивыми, с прекрасным чувством юмора — без него было бы не выжить».
Съёмки в реальных условиях
Корреспондент АиФ.ru побывал на съёмочной площадке фильма во время съёмок одной из ключевых сцен картины. Молодые девушки производят построение перед первым отправлением в путь по «Коридору смерти». Их командир, Георгий Фёдоров, относится к своим бойцам скептически, но он ещё и сам не знает, что всего за несколько месяцев этим девочкам из неопытных и наивных школьниц предстоит превратиться в настоящих героинь. Вжиться в роль актрисам помогают непростые условия: они снимаются под проливным дождём и вихрем искусственного снега. Съёмки в основном будут вестись в реальных условиях: кино продолжат снимать на озере Ильмень и на военном полигоне в Ленобласти.
На месте, откуда начиналось строительство железной дороги в блокаду, сейчас находится садоводство «Синявино», но для достоверности основные сцены строительства будут воспроизведены на берегу озера Ильмень. «Мы не хотим халтурить, — заявляет Каралис. — Нарисовать можно всё, но, как вы знаете по некоторым фильмам, зритель не очень-то верит нарисованному. Нынешнему зрителю сложно понять времена блокады на уровне собственных ощущений. Передать атмосферу голода, холода, лишений — задача режиссёра».
Фильм Фёдора Попова «Коридор бессмертия» выйдет на экраны в 2017 году.